Кризисный PR и ужастики, Или что можно почерпнуть из фильмов ужасов

06.11.2015

2015-11-06_prp-studio-resident-evilЭкономику лихорадит, курсы валют каждый день преподносят сюрпризы, рынок пребывает в состоянии транса. Одним словом, эмоции зашкаливают. И, к сожалению, приходиться констатировать, что это наша с вами сегодняшняя реальность. А значит, самое время компаниям и брендам вспомнить о кризисном PR. А заодно и пересмотреть классические фильмы ужасов.
Чем может помочь специалистам PR-департаментов «Крик» или «Кошмар на улице вязов», делится в своём блоге американский PR-консультант Алек Ирвин, который не сомневается в том, что именно ужастики могут помочь компаниям, которые в кризис, по его мнению, очень похожи на героев фильмов ужасов. Они настолько же запуганы, не знают, кому доверять, и надеются остаться в живых в конце фильма. Поэтому у кризисных коммуникаций и фильмов ужасов поразительно много общего, а законы ужастиков работают так же хорошо и в кризисном PR.
Итак, PRPstudio предлагает вашему вниманию топ-5 схожести от Алека Ирвина.

1. Даже самый медленный убийца обязательно вас догонит
То, что не убивает ваших сотрудников, делает вашу компанию сильнее.  Если вы так считаете, то, безусловно, ошибаетесь. Пренебрегая этическими принципами и обходя закон, вы подвергаете свою компанию опасности в будущем. Скелеты в шкафу вашей компании когда-нибудь обязательно выйдут на свет, и станут преследовать спустя недели, месяцы и даже годы.
Яркий пример – немецкий автоконцерн Volkswagen. Ребята просто подделали результаты тестов на выброс вредных веществ в атмосферу и продолжили работать, как ни в чём ни бывало. Тогда, вероятно, это им казалось хорошей идеей. Но посмотрите, к чему данная идея привела. Скандал отразился не только на репутации автоконцерна, но и на его стоимости. Акции компании после сообщения в СМИ упали очень значительно, а в конце октября компания столкнулась с первым убытком в течение 15 лет.

2. Тишина — это плохо
В ужастиках тишина, как правило, появляется перед самым апогеем паранормальной активности. Вспомните, как мы вздрагиваем от неожиданного нападения монстра. Молчание в кризисной ситуации, как правило, тоже не сулит ничего хорошего. Большинство экспертов считают, что первые 48 часов определяют, переживет ли компания текущую кризисную ситуацию. Антикризисный план должен начать работать в течение максимум 24-48 часов: компания должна выйти из тени и рассказать, что же действительно произошло и что делается для решения проблемы.
И здесь стоит акцентировать внимание всех PR-щиков: довольно любимая ими фраза «без комментариев» тоже приравнивается к тишине. И даже хуже — теперь точно все будут думать, что вы виноваты, и шансов на прощение у вас остается ещё меньше.

3. Маски носят только подозрительные персонажи
В ужастиках, если ты носишь маску — ты либо маньяк-убийца, либо твоё лицо обезображено, и ты теперь хочешь отомстить за это всему миру. Поэтому когда вы пытаетесь разрешить кризисную ситуацию, не выходите на публику в маске. В этом случае поможет только искренность и максимальная прозрачность.
И снова яркий пример. Американская компания FedEx, предоставляющая почтовые и курьерские услуги по всему миру, очень правильно отреагировала на появление в сети видео о том, как курьер их предприятия перекинул через забор получателя посылку (компьютерный монитор, который был в оригинальной упаковке) и уехал. Видео с официальными извинениями вице-президента компании появилось в сети через несколько часов. Просто? Да. И эффективно.
Все мы люди и все ошибаемся. Вопрос в том, насколько потом можем признать свои ошибки. В этом случае главное не попасться в паутину собственной же лжи и не переводить стрелки на других виновников.

4. Дети и старики неприкосновенны
Вы, наверное, когда-нибудь замечали, что в фильмах ужасов старички и маленькие дети никогда не погибают (если только они не анти-герои как в «Омен» или «Детях кукурузы»). Если же они всё-таки погибают, зритель испытывает более сильное чувство потери, чем, если бы режиссер прикончил студента или офисного работника, пусть и очень симпатичного.
В кризисной ситуации дети и люди преклонного возраста — это то, что американский учёный Питер Сендман зовет «факторы возмущения». Если ваш кризис включает некий урон одной из этих двух групп, вам практически нет прощения, и общественное мнение сотрет вас в порошок. Поэтому при появлении «фактора возмущения» в вашем кризисе, работайте в несколько раз больше над устранением последствий. Работайте так, как будто вся ваша жизнь зависит от этого.

5. Готовьтесь ко второй части
Если фильм ужасов был удачным, продюсеры тут же начинают думать о сиквеле. Это аксиома. Поэтому если ваша компания пережила страшный кризис, расслабляться вам точно не время. Зло (в нашем случае в лице кризиса) ещё найдет повод снова к вам заглянуть, тем более что теперь оно точно знает дорогу. Поэтому к кризису нужно быть готовым в режиме 24/7. Готовьте антикризисный план заранее, и получите возможность реагировать быстрее, когда в дверь постучится следующий кризис.

Удачи!