Талгат Тайшанов: «При дальнейшем сокращении господдержки казахстанское кино зачахнет»

«Мы всё глубже уходим в рыночную экономику, и кино — одна из тех сфер, которая от этого страдает. У нас всё кино до обретения независимости финансировалось государством, которое утверждало, запускало и прокатывало фильмы. Сейчас все киносети — частные. Госпроката не существует. Но при этом большинство фильмов финансируются из бюджетных денег. К сожалению, государственное финансирование с каждым годом уменьшается, и задача нового закона сделать кино привлекательным для частных инвесторов».

18.08.2016

Что происходит с казахстанским кинематографом  переживает ли он не лучшие времена или наоборот, находится на подъёме? 

Об этом и многом другом  в интервью Талгата Тайшанова, члена Союза кинематографистов Казахстана, заведующего кафедрой «Кино и ТВ» Казахского национального университета  искусств. 

PRPstudio:: Асанали Ашимов в одном из недавних интервью сказал, что сегодня у казахстанского кино нет своего «лица», а многие проекты  это подражание зарубежным кинопродуктам. Вы поддерживаете это мнение?

2016-08-19_prp-studio-cinema-01Талгат Тайшанов: Асанали Ашимов  легенда казахстанского кино. Он работал с Шакеном Кенжетаевичем Аймановым. Снялся в культовых казахстанских фильмах, которые вошли в золотую коллекцию национального кино. Поэтому его мнение невозможно игнорировать. Во многом я согласен с Асанали-аға. К сожалению, кино снимается очень мало. Правда, частные компании снимают свои проекты. Например, «Келинка Сабина». Это частные деньги. Думаю, проблема в самой киноотрасли и отношении государства к кинопромышленности. У нас до сих пор не принят «Закон о кино». На всём постсоветском пространстве только в Казахстане нет закона о кинематографе. Но вместе с тем есть новое казахстанское кино, которое создают талантливые кинорежиссёры, среди которых можно назвать Талгата Теменова, Ермека Шынарбаева, Рашида Нугманова, Ермека Турсунова, Ерлана Нурмухамбетова, Ануара Райбаева, Адильхана Ержанова, Эмира Байгазина, Дарежана Омирбаева, Сабита Курманбекова, Серика Утепбергенова, Рустема Абдращева. Удивительный мир создают отечественные аниматоры Гали Мырзашев, Адай Абдильдин. Фиксируют историю замечательные кинодокументалисты Сергей Азимов, Жанабек Жетыруов, Булат Нусимбеков. И этот список можно продолжать и продолжать. Наши кинематографисты хорошо известны за пределами Казахстана. Поэтому, я считаю, «хоронить» казахстанское кино рано.

PRPstudio: Расскажите о перспективах кинофестиваля «Евразия» и взаимодействии КазНуи с режиссёром Рашидом Нугмановым.

Талгат Тайшанов: Международный кинофестиваль «Евразия» в этом году пройдет в Алматы в 12-й раз.  Он имеет свою программу. Генеральным директором фестиваля второй год является известный казахстанский кинорежиссёр Рашид Нугманов. С его приходом кинофестиваль «Евразия» начал меняться. В частности, кинофестиваль превратился в профессиональную рабочую площадку для кинематографистов. Можно честно сказать, что исчезли «понты». Кинофестиваль повернулся «лицом» к молодежи, будущим кинематографистам. Так, в прошлом 2015 году в рамках кинофестиваля были организованы бесплатные мастер-классы для студентов кинематографических вузов. Прошла презентация не только государственных киношкол, но и частных компаний, где обучают кинопроизводству. Сам Рашид Мусаевич в течение полугода провёл целый цикл мастер-классов у нас в университете на кафедре «Кино и ТВ». Его отношение к начинающим кинематографистам и понимание, что судьба казахстанского кино зависит именно от тех людей, которые сегодня только-только обучаются, вызывает уважение и восхищение. Рашид Мусаевич вникает и в такие технические проблемы, как оснащение учебных студий современным съёмочным оборудованием. Поэтому, я лично рад, что у руля МКФ «Евразия» стоит именно Рашид Нугманов. Наша кафедра «Кино и ТВ» тесно сотрудничает с ним и с кинофестивалем «Евразия».

PRPstudio: В этом году Вы в составе казахстанской делегации принимали участие в Каннском кинофестивале. Какие открытия  Вы для себя сделали? 

Талгат Тайшанов: Возможно, не столько открытия, сколько появилось чёткое понимание того, что казахстанское кино  это неотъемлемая часть мировой киноиндустрии. И очень важно знать, не только куда движется мировое киноискусство, но и определить своё место в нём. Сегодня, к примеру, нам необходимо активно готовить отечественных кинопродюсеров. Да и, в целом, развивать это направление, взращивать и обучать людей, которые смогут осуществлять идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма, иными словами, создавать комфортные условия для создания кино.

Ещё один важный момент, на который мы сделали в этом году акцент  это предоставление нашим молодым, начинающим кинематографистам, студентам, возможности побывать на 69-м Международном кинофестивале в Каннах. И не просто побывать, но и принять участие со своими работами во внеконкурсных спецпоказах. Кстати, наша кафедра «Кино и ТВ» КазНУИ была представлена на кинорынке кинофестиваля своим стендом, где мы презентовали мировому сообществу не только свою киношколу, но и казахстанское кино в целом, так как это был единственный стенд от Казахстана. В связи с чем, хотелось бы высказать огромную благодарность ректору КазНУИ, профессору Айман Мусаходжаевой, за понимание и поддержку начинающих кинематографистов. Ведь наши студенты принимают участие и в программах других международных кинофестивалей. Это и МКФ «Евразия», Пусанский МКФ (Южная Корея), Московский МКФ, «Победили вместе» (Севастополь), МКФ в г. Канны и многие другие. Также наши студенты проходят обучение академической мобильности в университетах Европы.

PRPstudio: Недавно казахстанская общественность активно обсуждала проект «Концепции развития кинематографии в Республике Казахстан до 2050 года» и проект Закона РК «О кинематографии».  Считаете ли Вы, что принятие Закона улучшит положение казахстанского кинематографа?

2016-08-19_prp-studio-cinema-02Талгат Тайшанов: Кинематографисты Казахстана активно сотрудничают с Министерством культуры по разработке новой концепции развития кинематографа до 2050 года. Эта работа включает в себя и проект нового закона о кино. На сегодня кинематограф у нас регулируется Законом «О культуре», где есть маленькая глава о кино, которая, естественно, не может охватить всех процессов. Мы всё глубже уходим в рыночную экономику, и кино  одна из тех сфер, которая от этого страдает. У нас всё кино до обретения независимости финансировалось государством, которое утверждало, запускало и прокатывало фильмы. Сейчас все киносети  частные. Госпроката не существует. Но при этом большинство фильмов финансируются из бюджетных денег. К сожалению, государственное финансирование с каждым годом уменьшается, и задача нового закона сделать кино привлекательным для частных инвесторов. При дальнейшем сокращении господдержки наша отрасль попросту зачахнет. Уже сейчас фильмов производят в разы меньше, чем это было несколько лет назад. Я уже выступал с этой злободневной темой в прямом эфире телеканалов «Хабар» и «Казахстан». Закон обязательно нужен!

PRPstudio: Какие перспективные отечественные кинопроекты Вы могли бы назвать на сегодняшний день?

Талгат Тайшанов: Кино требует больших финансовых вложений, затрат. Государство всё меньше вкладывает в киноотрасль. Крупные частные инвесторы также не желают финансировать кино, потому что нет закона о кинематографе, защищающего их права. И это одна из причин, почему сегодня так мало снимается фильмов. Но, тем не менее, я могу перечислить некоторые проекты, которые вышли в прокат в нашей стране и успешно участвовали в международных кинофестивалях. Это «Маленький принц» Талгата Теменова, «Шал» и «Кемпир» Ермека Турсунова, «Ореховое дерево» Ерлана Нурмухамбетова, «Жамбыл» Ануара Райбаева, «Дорога к матери» Акана Сатаева, «Хозяева» Адильхана Ержанова, «Уроки гармонии» Эмира Байгазина.

PRPstudio: Казахстанское кино сейчас активно участвует в разнообразных кинофестивалях. Оправдывает ли себя это участие, насколько помогает победа на том или ином кинофестивале дальнейшему продвижению фильма в массы?

Талгат Тайшанов: В мире больше сотни международных кинофестивалей разных категорий. У каждого из них своя ниша. Могу сказать точно, что «отборщики» крупных кинофестивалей буквально охотятся за нашими фильмами. Я могу задать вам встречный вопрос: насколько, к примеру, наши спортсмены оправдывают своё участие в олимпиадах или других международных соревнованиях?  Конечно, участие на международных кинофестивалях поднимает не только престиж страны, но и помогает её дальнейшему продвижению на мировой кинорынок. К сожалению, у нас к рекламе кино относятся как второстепенному действию. Кинопроката нет практически. Единственная киностудия страны «Казахфильм», отсняв фильм за бюджетные деньги, толком не занимается ни его прокатом, ни рекламой. Результат известный    наши зрители не знают и не смотрят собственные фильмы. Все кинотеатры в частных руках. В стране нет киноотрасли в нормальном виде. Киноискусство как вид, безусловно, существует в Казахстане, но оно невидимо для зрителей. Поэтому участие наших казахстанских фильмов на международных кинофестивалях  и их признание является ярким подтверждением, что кино важнейшее из видов искусств и мы .

PRPstudio: Свершилась ли на сегодняшний день технологическая революция в казахстанском кинематографе? Иными словами, на что сейчас снимают казахстанские кинематографисты?

2016-08-19_prp-studio-cinema-03Талгат Тайшанов:  Это очень важный и сложный вопрос, которому можно посвятить отдельную конференцию. В нашей стране не производится ни съёмочная техника, ни сопутствующее оборудование. Нет закона о кино, который бы регулировал налоговые льготы при поставке съёмочного оборудования в страну. Отсюда все наши беды. Кинематографисты снимают на всё, что может записать изображение, начиная от цифрового фотоаппарата, заканчивая современной цифровой кинокамерой. Это уже зависит от бюджета. При этом озвучку фильмов мы производим в других странах, к примеру, в России, Европе.

Здесь я хотел бы сказать несколько слов о кафедре «Кино и ТВ» КазНУИ (г. Астана). Благодаря поддержке руководством вуза нашей кафедры «Кино и ТВ» для обучения студентов было закуплено современное съёмочное оборудование, вспомогательная операторская техника и профессиональный свет. Это цифровая кинокамера «Арри Алекса», тележка «Пантера», рельсы, операторский кран, видеокамеры «Панасоник» нового поколения, записывающие изображения на формат 4К. Студенты обучаются и снимают на этой технике свои работы. В этом году на базе «Учебной студии КазНУИ» силами педагогов и студентов факультета «Кино и ТВ» создан полнометражный игровой фильм, оператором-постановщиком которого выступил я, а режиссёром-постановщиком Ерлан Нурмухамбетов, наш педагог.

PRPstudio: Что бы Вы посоветовали начинающим кинематографистам или тем, кто только предполагает посвятить свою жизнь этому важнейшему из искусств? Какие-то практические реальные советы.

Талгат Тайшанов:  Сложно давать советы начинающим, молодым, талантливым кинематографистам. Кино  это, прежде всего, коллективный труд. Бывает, что в рамках одного проекта на съёмочной площадке одновременно могут работать более 50 человек (режиссёры, операторы, художники, звукорежиссеры, костюмеры, гримеры, продюсеры и так далее). Это тяжелая работа, которая требует знаний и ответственности. Поэтому исходя из своего творческого опыта, хотел бы пожелать начинающим кинематографистам учиться, учиться и ещё раз учиться! Смотреть больше хорошего кино. Снимать самостоятельно свои фильмы. Тем более, что сейчас это доступно практически каждому человеку в техническом плане. Я начинал работать на киноплёнке. Потом появилась видеокамеры, записывающие изображения на кассету. Затем цифровые кинокамеры. Сейчас уже идет разговор о технике, записывающей изображение на формат 4К. И это не предел!

Ирина Мусиян специально для PRP.KZ.