Дарежан Омирбаев: «Без своего зрителя любое кино умрёт»

Недостаток финансирования и отсутствие регулирующих законов – главные проблемы отечественной киноиндустрии сегодня.

19.08.2016

Недостаток финансирования и отсутствие регулирующих законов  главные проблемы отечественной киноиндустрии сегодня.

2016-08-20_prp-studio-cinema-01

Казахстанский режиссёр Дарежан Омирбаев предлагает свои варианты решения вопросов по развитию казахстанского кинематографа до 2050 года и реализации «Закона о кинематографии».

Понимать,  кино как искусство, а не как бизнес

«Нужно понимать и помнить, что сложившаяся за последние 60-70 лет система государственной поддержки кино, как и постройка киностудии «Казахфильм» это уникальное завоевание советского социалистического общества и нам всем надо стараться её сохранить. Только благодаря этой системе в Казахстане появился и существует до сих пор кино как Искусство, а не только как Бизнес. Во многих странах (США, Индия, Узбекистан и т.д.) есть только Кино, а Киноискусства почти нет. В Казахстане (Киргизии, Франции, Иране, России и т.д.) есть еще и Киноискусство. Это как фундаментальная наука, которая существует не везде. И нам надо этим гордиться и сделать все, чтобы в будущей Концепции и Законе «О кино» сохранилось место и для Киноискусства».

Воспитывать киновкусы казахстанского зрителя

«Без своего зрителя любое кино умрет. А вкусы казахстанского зрителя сегодня формируется в школьном возрасте фильмами и телесериалами невысокого качества. Если мы действительно хотим иметь грамотного (в смысле киноискусства) зрителя в будущем, то нужно ввести в средней школе в последнем классе предмет «Киноискусство» и показать подросткам 100 самых важных фильмов из истории мирового киноискусства (включая и 10 лучших казахских фильмов)».

Открыть отдельный киноВУЗ

«Нужно открыть в Казахстане отдельный киноВУЗ для подготовки национальных кадров для казахстанского кино. Кино  это самая важная, самая действенная и самая современная сфера культуры, где создается идеология, имидж государства и народа. Поэтому государство должно найти средства для такого киноинститута (ВГИК был создан в 1919 году во время гражданской войны!)».

Закладывать 5% на рекламу и продвижение

«Нужно 5% от суммы, отпускаемой государством на производство фильма, тратить исключительно на рекламу и продвижение картины в прокат. Это положение должно строго контролироваться проверяющими органами!»

Определить верхнюю планку бюджета на фильмопроизводство

«Нужно поставить верхнюю планку на сумму, которую государство может потратить на производство фильма = 1 000 000 USD. Это положение продиктовано не только небольшим количеством кинозалов в стране, но и ограниченным числом потенциальных зрителей (17 000 000). Вероятность того, что фильм со стоимостью больше, чем 1 000 000 долларов США, может окупиться в Казахстане, невозможна даже теоретически! Так же такое положение ослабит проблему безработицы, которая сегодня очень высока среди кинематографистов».

Сотрудничество государства с кинематографистами

«При проведении кадровой, законодательной и любой другой политики государство должно тесно сотрудничать с киностудией «Казахфильм» и с СК Казахстана, ибо никто не заинтересован в улучшении дел и не информирован в своей сфере деятельности, как сами кинематографисты».

Необходимость государственной поддержки для 5 типов фильмов

«В идеале (в будущем) государство напрямую может и должно финансировать только пять типов фильмов: а) идеологически и политически нужные государству; б) авторские («фестивальные»), экспериментальные, без которых кинематограф не будет развиваться и начнет деградировать; в) детские; г) мультипликационные; д) дебютные. Остальные типы фильмов («жанровые») государство должно поддерживать с помощью налоговых и других рычагов».

Преимущества для отечественных фильмов в прокате

«Фильмы отечественного производства в прокате должны иметь преимущества (ценовые, налоговые, рекламные и т.д.) перед иностранными, как и любой казахстанский товар. Нужно обложить дополнительным налогом прокат иностранных картин и таким образом ограничить их число, так как они формируют взгляды, вкусы и идеологию населения».

Действовать с умом!

«Нужно действовать с умом, осторожно, стараясь во всем соблюсти разумный баланс, чувство меры и художественный вкус. Без них любое начинание и реформы могут дать вовсе не тот результат, на который рассчитывали (как это происходит с реформами в сельском хозяйстве, в сфере образования, медицины)».

PRPинфо
5eda24d7d1741b6b8eb82e08bb33da6aОмирбаев Дарежан Каражанович  кинорежиссер, сценарист, киновед.
Лауреат Независимой премии «Платиновый Тарлан-2001». Доцент кафедры «Теории и искусствоведения кино»Академии искусств им. Т. Жургенова. «Кавалер ордена искусств и литературы» (Франция).
Снял фильмы (автор сценария и режиссер):
«Студент», 2011г., МКФ Канны (программа «Особый взгляд»);
«Шұға», 2007г., МКФ Евразия – Приз жюри, МКФ Нант (Франция)– специальный Приз жюри);
«О любви», 2006г., International Film Festival (Южная Корея);
«Жол», 2001г., участие на Каннском кинофестивале в секции «Особый взгляд», Премия меценатов Казахстана — Платиновый «Тарлан»;
«Киллер, 1998г., «Гран при» в секции «Особый взгляд» на МКФ в Каннах;
«Кардиограмма», 1995г., «Приз жюри» на МКФ в г. Гонолулу (США), Приз ЮНЕСКО на МКФ в Венеции;
«Профессия — контролер», 1993г.; «Кайрат», 1991г.; «Шильде», 1988 г.; «Жизнь», 1982г..

Материал подготовлен PRPstudio.