Профессия КИНО: учиться или нет

Нужно ли учиться сегодня киноремеслу или нет? Мы подобрали для вас мнения одних из самых ярких представителей мирового киноискусства по этому вопросу.

26.01.2017

Нужно ли учиться, чтобы стать режиссёром, сценаристом, продюсером? Или достаточно иметь желание, талант, понимать свою цель и двигаться к ней, несмотря ни на какие преграды? Истина, как всегда, где-то посередине.

Раньше карьера режиссера или сценариста была расписана по пунктам: получил диплом, поработал ассистентом на кинокартине, снял короткометражный фильм в условиях профессиональной студии («Мосфильм», Киностудия им. М. Горького и др.). После этого молодой специалист попадал в планы студий, творческих объединений, искал хороший сценарий – и делал свою первую полнометражную работу.

Сейчас всё не так гладко и предсказуемо – и в этом есть как плюсы, так и минусы. Преимущество сегодняшнего дня – это творческая свобода. Некоторые молодые режиссеры и сценаристы настолько интересно о себе заявляют, что, даже не защитив диплом, получают заманчивые предложения от продюсеров. С другой стороны, человек, по каким-то причинам не сумевший заявить о себе в профессиональных кругах, окончив вуз, может остаться совершенно никому не нужным.

Так нужно ли учиться сегодня киноремеслу  или нет? Что думают по этому вопросу одни из самых ярких представителей мирового киноискусства?..

ДЖЕЙМС КЭМЕРОН,
кинорежиссёр, сценарист, продюсер
(«Терминатор», «Чужие», «Аватар», «Бездна», «Титаник» и др.)
«Одна из лучших вещей, которая со мной случилась, это то, что я не пошел в киношколу. Я ходил в университетскую библиотеку и читал всё подряд, копировал целые книги. Я составил собственную библиотеку докторских диссертаций по проекционной печати. Я вдавался во все технические подробности, но изучение кинематографической эстетики казалось мне слишком солипсистским. Это ведь просто изучение других фильмов.
Нужна подготовка, необходимо наставничество. И вам нужен жизненный опыт, который не базируется на сюжетах других фильмов. «Как стать режиссером?» Я говорю: «Иди домой, бери видеокамеру, и сделай фильм». Люди говорят: «Ну, где же я получу деньги?» Нах** деньги. Собери несколько друзей и сделай с ними фильм. Потому, то если вы сделаете фильм и поставите на нём своё имя, которое говорит «Режиссёр такой-то», даже если это худший кусок дерьма в мире и снят без денег, всё — после этого ты — РЕЖИССЁР. Дальше просто торг о гонораре и рост бюджета».

ЛЮК БЕССОН,
кинорежиссёр, сценарист, продюсер
(«Голубая бездна», «Никита», «Леон», «Пятый элемент», «Васаби», «Ямакаси», «Поцелуй дракона», «Малавита», «Перевозчик» и др.)
«Сотни человек говорили мне в мои 17 лет, что я никогда и ни за что не сниму фильм. Меня это не остановило и не сломало. Любому начинающему предстоит нелегкий путь, особенно в нашей индустрии. И если вы не можете пойти вопреки мнению профессора или друзей, которые долго и нудно будут вам говорить, что вы не имеете права на авторство, на свое личное видение, то ничего и не выйдет. Это процесс естественного отбора. Я уверен, что многие ребята в университетах будут поддакивать профессорам со словами: «Да-да, конечно-конечно, у нас ничего не получится!»
А потом… покажут средний палец».

СТИВЕН СПИЛБЕРГ,
кинорежиссёр, сценарист, продюсер, монтажёр
(«Индиана Джонс», «Затерянный мир: парк юрского периода», «Челюсти», «Поймай меня, если сможешь», «Спасти рядовогоРайана», «Война миров» и др.)
«Ты не должен мечтать о своем фильме — ты должен делать его!
Если никто тебя не нанимает, используй камеру своего телефона и выкладывай все на Youtube.
Молодой человек сейчас имеет больше возможностей режиссировать, чем в моё время. Я бы хотел начать снимать кино сегодня».

ДЖОРДЖ ЛУКАС,
кинорежиссёр, сценарист, продюсер, монтажёр, оператор
(«Крёстный отец», «Золото Маккенны», «Звёздные войны: Эвоки», «Индиана Джонс и храм судьбы», «Звездные войны: Пробуждение силы», «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», «Люди в черным» и др.)
«Если бы я решил изучать искусство или остался бы на курсе антропологии, в итоге я бы всё равно, скорее всего, оказался в кино. Я просто следовал своим внутренним ощущениям и желаниям, продолжал искать, пока не становилось теплее, тепло, наконец, горячо.
У каждого есть какой-то талант. Нужно просто постоянно искать, пока не поймешь, в чём он состоит…
Вы должны быть стойкими, во-первых, потому что кино — это очень трудное дело, чтобы войти в него, и это очень трудно сделать, потому что шансы против Вас. Но если Вы одержимы кино — и Вы любите рассказывать сказки и Вам нравится в этой среде, то, это даст тебе силы быть настойчивым и сделать это»…

РОБЕРТ РОДРИГЕС,
кинорежиссёр, сценарист, продюсер, оператор и композитор.
(«От заката до рассвета», «Дети шпионов», «Однажды в Мексике», «Убить Билла», «Мачете», «Город грехов» и др.)
«Один режиссёр утверждает, что режиссуре можно научить за неделю. Щедрый парень — я-то думал, достаточно 10 минут. Берёшь камеру — вот, собственно, и все…»

КАРЕН ШАХНАЗАРОВ,
кинорежиссёр, сценарист, продюсер
(«Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Американская дочь», «Дорога на Берлин», «Анна Каренина» и др.)
«Режиссёру нужно обладать многими качествами. Но самое главное — это умение постоянно учиться. Режиссёр — это не что-то законченное. Я снял 15 картин, и всё равно мне есть чему учиться. Всё время что-то новое для себя открываешь. Во ВГИКе у меня был очень хороший мастер — Игорь Таланкин, который мне очень много дал, в первую очередь, понимание каких-то базовых вещей, которые мне потом очень помогали. Когда я пришел на «Мосфильм» работать ассистентом, для меня открылся совершенно другой мир. Сделать кино (хоть и очень простое) — это сложный процесс. Даже если зритель посмотрит все программы про кино, он не сможет это понять. Это не может понять человек, который не находится внутри. Когда работаешь — сначала ассистентом, потом делаешь первые свои картины, — для тебя открываются совершенно необычные вещи».

ЗАХАРИ ХЕЙНЗЕРЛИНГ,
кинорежиссёр, продюсер, сценарист, оператор
(«Милашка и боксёр», «Смерть на ринге»)
«Я не учился в киношколе. Я изучал философию, а это обычно редко связано с реальным рынком труда. Тому, как снимать кино, я учился с помощью просмотра фильмов, и, таким образом, моими наставниками были Тарковский, Пеннебейкер и братья Мэйзлс. Что круто в съёмках документального кино методом наблюдения, так это то, что учиться приходится очень быстро. Всё происходит в процессе, ты бесконечно пробуешь и ошибаешься. Ещё мне нравится, что я сам контролирую процесс. У меня нет команды, которая определяет то, как мне снимать, я могу экспериментировать и импровизировать».

АЛЕКСАНДР МОЛЧАНОВ,
писатель, драматург, сценарист.
(«Кодекс чести», «Час Волкова», «Захватчики», «Москва. Центральный округ»)
«У нас царит самый настоящий, пещерный культ самоучки. «Научить ничему нельзя», «учебники по сценаристике вредны», «сценарий не пишется по линейке» и так далее. На Западе мастерам, имеющим изрядные фильмографии, не западло пойти на курсы, чтобы «освежить базу». У нас же считается, что если ты пошел учиться — значит, не веришь в свой талант. Продюсеры, режиссеры, уважаемые люди не стесняются говорить, что учиться ничему не нужно, нужны только талант и трудолюбие. Представьте, молодой инженер приходит на завод — и ему говорят: просто верь в свой талант и ковыряйся в свое удовольствие с детальками, пока не научишься сам собирать космический корабль».

СИДНИ ПОЛЛАК,
кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер
(«Тутси», «Якудза», «Переводчица», «Сабрина» и др.)
«Я никогда не учился в киноколледже. Всегда сожалел об этом и завидовал тем, кому удалось получить образование».

АЛЕКСЕЙ ПОПОГРЕБСКИЙ,
кинорежиссёр, сценарист
(«Простые вещи», «Как я провел этим летом», «Оптимисты» и др.)
«Процесс обучения кинорежиссуре, мне кажется, не должен сильно отличаться от процесса создания фильма. Я никогда не читал учебники по режиссуре, а читал интервью с режиссёрами и киноведческую литературу. Все книжки, которые посвящены работе режиссёра, а их, кстати, немного, в отличие от сценарного или операторского мастерства, начинаются с того, что режиссуре научить нельзя. Ей можно только научиться. Это правда. Если вдруг в книжке написано, что это не так, не верьте этой книжке. Если ты хочешь снимать кино и стать режиссером, в 2014 году стыдно ещё не начать это делать. Возьми телефон, сними что-нибудь. У тебя буквально, извините, в штанах есть камера. Знаю, есть люди, которые говорят, что им не хватает чего-то, чтобы начать снимать — денег, камеры, опыта, знаний. Ничего подобного».

ПОЛ ТОМАС АНДЕРСОН,
кинорежиссёр, сценарист и продюсер
(«Роковая восьмёрка», «Ночи в стиле буги», «Магнолия», «Любовь, сбивающая с ног», «Нефть», «Мастер» и «Врожденный порок», за которые он номинировался на шесть премий «Оскар»).
«Я зашел в класс, а преподаватель сказал: «Если здесь кто-то хочет писать сценарий «Терминатора 2″, лучше вам сразу выйти за дверь». Я тогда подумал, что это не очень-то хорошее начало. А что если я правда хочу написать „Терминатора 2“? Или мой сосед по парте хочет? Он как будто сказал: «Мы тут серьёзными фильмами занимаемся». «Терминатор 2» — это вообще-то отличное кино. Кстати, если забрать документы из киношколы достаточно быстро, то можно получить оплату обучения назад. Моё обучение кинорежиссуре состояло в том, что я смотрел фильмы, которые нравились моим любимым режиссерам. А технические моменты я изучал по книжкам и журналам, а теперь ведь можно еще и смотреть целые фильмы с аудиокомментариями режиссёра. Из аудиокомментария Джона Стёрджеса к «Плохому дню в Блэк Роке» можно узнать больше, чем за 20 лет в киношколе».

АЛЕКСАНДР МИТТА,
кинорежиссёр, сценарист, актёр
(«Друг мой, Колька!», «Гори, гори, моя звезда», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Экипаж», «Граница. Таежный роман» и др.)
«У продюсеров не пользуются никаким авторитетом выпускники ВГИКа и Высших режиссерских курсов, профессионалом считается тот, кто хотя бы год проучился в Америке, несколько лет во Франции, в Чехии или в Польше. Авторитет любого зарубежного образования во много раз превышает авторитет российского.
Потому что в России дают возможность людям самим как-то выползать, а конкретных необходимых вещей, чтобы встать на ноги, нет. Успешные режиссёры, как правило, самоучки. Они выходят или из актеров, или из писателей».

АЛЕКСАНДР РОДНЯНСКИЙ,
режиссёр, продюсер, медиа-менеджер
(«День рождения Буржуя», «Восток-Запад», «Моя прекрасная няня», «Водитель для Веры», «9 рота», «Питер FM», «Жара», «Кадетство», «Елена»,«Обитаемый остров», «Дуэлянт» и др.)
«Я полагаю, как и многие мои коллеги, что научить человека быть продюсером, как и режиссёром, невозможно. Человек либо станет им, либо нет. Можно лишь дать в руки некие инструменты, умения, ремесло. И я верю, что в некоторых кинематографических профессиях, в частности в режиссуре и продюсировании, нужно обучать уже зрелых людей. Я бы не брал на такие факультеты студентов сразу после школы. Говорю как человек, поступивший после школы на режиссуру».

АНА ЛИЛИ АМИРПУР,
кинорежиссёр, сценарист, актриса
(«Плохая партия», «Девушка возвращается одна ночью»)
«Я училась сценарному мастерству в киношколе в университете UCLA. Благодаря учебе у меня был повод переехать в Лос-Анджелес, и именно там я встретила нескольких отличных друзей, включая Алекса О’Флинна, который теперь работает со мной в качестве монтажёра. К тому же за два года учебы я написала пять полнометражных сценариев. Но я никогда не ждала, что киношкола научит меня снимать кино или рассказывать истории. Я верю, что этому научить нельзя. Киношкола — это просто инструмент, а инструмент сам по себе бесполезен. Чтобы появилось творческое произведение, нужно много чего ещё, одного инструмента недостаточно. Нужно смотреть кино, читать сценарии любимых фильмов, смотреть дополнительные материалы со съёмок, взять в руки камеру и попробовать снять самому, нужно путешествовать по миру, читать книги, слушать музыку. Использовать всё что можно, чтобы прийти к тому состоянию, когда тебе хочется творить и ты с удовольствием это делаешь. Кино — это о том, как мы проживаем свою жизнь. А это происходит совсем не в киношколе».

Материал для PRP.KZ подготовил Айдар Искаков.