Короткометражка как визитная карточка кинематографиста

13.02.2017

Короткометражное кино считают отличной визитной карточкой для кинематографистов.  И написание сценария короткометражки требует всё тех же навыков, что и в полном метре. Но есть нюансы. Рашид Нугманов во время своего мастер-класса в КазНУИ рассказал о правилах и способе писать сценарии для короткометражного фильма.

Многие из лучших сценаристов и режиссёров начинали с короткого метра. Но даже если не замахиваться на Уильяма Шекспира,  короткометражное кино   это отличный способ размять мышцы и развить свои навыки сценарного ремесла. Существует несколько правил написания сценария для короткометражки. О них и рассказал  молодым кинематографистам и студентам КазНУИ режиссёр, сценарист и продюсер Рашид Нугманов.

Логлайн

«Логлайн  это короткий пересказ сюжета вашей картины в одном-двух предложениях, в которых не больше 25 слов.  Когда вы работаете над сценарием, нужно четко понимать, о чём вы пишите. Логлайн  это та самая ёмкая форма, которая не дает сценаристу плутать где-то без цели. И состоит она из трёх главных элементов: кто главный герой, чего он хочет и что (кто) ему мешает. Если вы сформировали логлайн для своего фильма, тогда вы легко напишите сценарий.

Откуда возник логлайн? В пору появления телевидения, тв-каналы в борьбе за зрителя стали публиковать логлайны, а именно краткое описание фильма. Затем эта краткая форма пересказа  перешла в кинематограф. А сегодня,  учитывая ускоряющийся темп жизни и обилие информации, когда надо максимально быстро привлечь внимание к фильму, используя минимум слов, логлайн как никогда актуален,

У многих, кто приступает к съёмкам короткометражного фильма, в голове бывает некая «каша»: о чём-то хочется рассказать, но о чём не знаешь. Начинают писать первую сцену, надеясь, что она подскажет дальнейшее развитие фильма. Несколько раз переписывают. И тратят очень много времени.  А это неприемлемо, когда есть жёсткие сроки и дедлайны. Поэтому, чтобы работать быстро и целенаправленно, обязательно необходим логлайн. Именно так работает большинство профессионалов, которые востребованы и которые получают большие гонорары за свои сценарии.

Даже если вы решите поставить фильм по мотивам какой-то книги, без логлайна не обойтись. Хотя можно подумать  вот книга, бери и экранизируй. А нет. Литература  это совершенно другой вид искусства. Это не кино и драматургия. В кино совершенно другие, жёсткие законы. И просто надёргивая цитаты из книги, вы не напишите хороший сценарий.  Опять же, на основе прочитанного произведения вы должны выбрать какую-то основную линию и обратить ее в логлайн, который вам нравится. А он вам должен нравиться.

Я люблю в свободное время писать сценарии. Меня, к примеру, заинтересовала история хана Бату. В его насыщенной жизни много чего происходило. Я прочитал большое количество исторической литературы, его жизнеописания. И из всего этого разнообразия мне как сценаристу нужно было выбрать что-то одно, какое-то основное повествование. И я в какой-то момент понял, что интересно конкретно для меня в его истории. Это момент, когда 18-летний парень начинает расследование гибели своего отца, который погиб на охоте:  якобы его растоптал дикий кулан. Бату не верит в такую смерть. И впоследствии, когда найдёт всех виновников гибели своего отца, Бату жестоко с ними расправится. Это исторический факт. Бату вместе со своим братом убили 77 чингизитов-заговорщиков. Вот она история, драматургическая линия, которая хорошо ложится  в основу логлайна. А дальше сценарист уже может выбирать, в каком контексте истории и под каким углом зрения её демонстрировать.

Внимание к деталям

«Когда вы написали логлайн фильма, можно сесть за написание сценария. Хотя я бы не советовал это делать сразу. Продумайте сначала  все нюансы своего будущего сценария, героев и их характеры. Кстати, Ильяс Есенберлин (казахский писатель, автор таких романов как «Кочевники, «Хан Кене» и др. – прим.ред.)  именно так и работал, мог несколько месяцев обдумывать нюансы своего повествования, а потом за один месяц писал роман. Обдумывая все детали сценария, «шампур» вашего логлайна обрастает «мясом» будущего сценария».

Сценарий  не литература

«Сценарий  это не литература. Это руководство к действию. Профессиональные кинематографисты не должны строить иллюзий по этому случаю. Ценность сценария как литературного произведения может быть. А может и не быть.  Это совершенно не важно. Должна быть ценность драматургическая. И, разумеется, проработанные персонажи, сцены,  повороты, диалоги,  которые выражают именно этих персонажей. В целом всё это складывается в драматургическое произведение и строится на единой конструкции, которая была изобретена ещё в древнегреческие времена.  Это трёхактная структура.

Трёхактная структура  идёт от Аристотеля. Именно им были описаны основы драматургии, которые действуют по сегодняшний день. Единственный, кто внёс свои дополнения в классическую формулу, это Шекспир, который ввёл такое понятие, как «функция главного героя».  Драматургия и сюжет есть функция главного героя. Безусловно, и в древнегреческих пьесах были герои, но разрешение конфликта там было, в основном, через Бога-Машины. Сначала действие на древнегреческой сцене нагнеталось, чтобы добиться катарсиса («катарсис» по-гречески  это «облегчение»).  А, затем, в конце пьесы, на сцену опускалась люлька на цепях, откуда выходил актер, играющий Бога, и именно он одних наказывал, а другим воздавал по заслугам. Шекспир полностью избавился от Бога-машины: финальная цель или поражение должно исходить только от главного героя. Либо он победил, либо он проиграл. Никто другой не может ему помочь. Вот этот путь главного героя через препятствия и есть суть драматургического произведения.

Показывайте, а  не рассказывайте

«Фильм это визуальный медиум». «Показывайте, не рассказывайте». Это главные правила сценарного ремесла. Обычно сценарии плохо написаны с точки зрения литературы. Потому что кино  это наиболее экономичный способ передачи информации.  Это действие в настоящем времени. И ничего не должно быть там того, чего мы не видим на экране. Создавайте визуальную предысторию ваших персонажей. Попробуйте раскрыть их темперамент, профессию, статус и всё остальное через визуальные образы.

Имейте в виду, что чем больше у вас экспозиция, тем больше проблема у вашего сценария. Если вместо того, чтобы показывать жизнь героя, вы начнёте рассказывать предысторию, это будет никому не интересно. Нужен конфликт. Нужна сама история. Часто экспозицию делают закадровым голосом. Им можно пользоваться, когда вы достигните мастерства. Но для начала запомните, что закадровый голос в большинстве своём это враг драматургии. Главное правило кинематографа не рассказывайте, а показывайте. Плюс к этому есть специальные инструменты для того, чтобы заменить экспозицию. К примеру, «умный диалог», во время которого персонажи что-то друг другу пересказывают, важное для понимания их образа жизни или характера».

Закон трёх актов

«Сценарий короткометражного фильма также как и сценарий полнометражки основывается на классической трёхактной конструкции, которая включает в себя завязку, кульминацию и развязку.  Можно, конечно, снять короткометражку без трехактной структуры, но это уже будет короткометражный ролик.

Итак, сценарий фильма, состоит из трех актов.

Завязка/первый акт — представьте в этой части главного героя, главного злодея и окружение. Побуждающее происшествие (кульминацию первого акта) — опишите событие, которое вынудило героя изменить привычную жизнь и следовать за своей целью. В первом акте главный герой попадает в какую-то переделку,  как правило, он не хочет туда, но попадает и принимает решение (у него всегда должен быть выбор), если у героя нет выбора, то тогда драматургия страдает.

Как только выбор сделан, это переход во второй акт, где вы должны создать для героя «точку невозврата». Если герой сделал выбор, то пути назад нет. И он начинает второй акт, во время которого героя ждут различные испытания и препятствия, неизведанная территория или переживания, опыт, которого никогда не было. И герой должен в этой ситуации каким-то образом выжить. Катастрофа  это кульминация второго акта.

Второй акт достаточно насыщенный по эмоциям: что-то удалось герою, что-то нет. В середине второго акта наступает так называемая «точка смерти», когда кажется всё потеряно. Катастрофа   кульминация второго акта.

Развязка (третий акт) — здесь герой справляется  с самой трудной для него ситуацией, в результате чего он меняется.

Чтобы на протяжении всего фильма интерес зрителя не угасал, используются перипетии. Отличие сценария короткометражного фильма от полнометражного   это сокращение многочисленных сцен, свойственных полнометражному, а также вы здесь не так глубоко проникаете в своего героя, здесь меньше диалогов, а хорошо бы, чтоб их вообще не было.

Чем короче, тем лучше                

«Короткометражный фильм это всё, что длится от 15 секунд до 45 минут. Но здесь есть один хороший правильный закон, который я очень рекомендую соблюдать. Чем короче, тем лучше. Особенно он верен, когда вы планируете участвовать со своим фильмом в конкурсной программе кинофестивалей. Здесь хронометраж не должен превышать 10 минут. И здесь есть вполне логичное объяснение. На огромное количество кинофестивалей присылают тысячи короткометражных фильмов. И чем короче будет фильм, тем больше шанс, что его посмотрят целиком специалисты, которые рассматривают все конкурсные работы. Если ваш фильм посмотрят целиком, то и впечатление от него будет более цельное и шансы у работы увеличатся. Сейчас, к примеру, очень горячая тема – подготовка к Каннам, где очень четкий регламент – 15 минут.

Чем короче хронометраж, тем меньше требований драматургических к нему предъявляется. В 5 минутах можно рассказать историю с одним поворотом. При этом просто зарисовки фестивалями, как правило, отвергаются. Но, в любом случае, каждая ваша работа, должна быть демонстрацией ваших талантов. Нужно всегда ставить очень высокую планку».

Выбираем жанр

«Перед вами стоит задача – создать короткометражку. Вы написали логлайн. У вас есть герой, вы знаете, что он будет делать и как, какой конфликт его ждет.  Но это еще не всё. Вы выбираете жанр. Либо его отсутствие. Если выбираете жанр, то вам нужно обязательно в нём разбираться

У нас любят делить фильмы на коммерческое и арт-хаусное. Забудьте об этом, когда вы говорите о создании картины. Потому что арт-хаус в переводе – это клубное кино и означает, что его показывают в маленьких кинотеатрах. И не более.

На самом деле кино подразделяют на жанровое  (то, что у нас показывают в кинотеатрах) и авторское (именно его у нас принято называть арт-хаусным).  Это два разных подхода к созданию фильмов.

Жанровое кино – это кино рассчитанное на определенную группу почитателей того или иного жанра (ужасы, комедия и т.д.).  Авторское кино потребляют поклонники того или иного автора (Тарантино, Скорсезе). Авторское кино привлекает зрителя именно именем. В жанровом кино есть авторы, конечно, но оно строится всё-таки по законам ожидания жанрового кино».

Екатерина Гордеева/PRP Studio.

Фото: Маулен Мукатаев.