Анна Гудкова: «Не бывает не креативных продюсеров, бывают либо креативные, либо не продюсеры…»

Анна Гудкова — креативный продюсер телеканала TV3, редактор, организатор и куратор питчинга кинофестиваля «Кинотавр» — начала свой мастер-класс с противоречащей его названию фразой: «Не бывает не креативных продюсеров, бывают либо креативные, либо не продюсеры...»

25.07.2017

Мастер-класс продюсера Анны Гудковой, который прошёл в рамках кинофестиваля «Евразия», назывался «Креативное продюсирование», но при этом ставил под сомнение само словосочетание «креативный» и «продюсер».

Анна Гудкова — креативный продюсер телеканала TV3, редактор, организатор и куратор питчинга кинофестиваля «Кинотавр» — так и начала свой мастер-класс с противоречащей его названию фразой: «Не бывает не креативных продюсеров, бывают либо креативные, либо не продюсеры…»

Несмотря на кажущееся противоречие, к высказыванием Анны стоит прислушаться уже хотя бы потому, что её опыт как редактора и опять же креативного продюсера впечатляет.  Она выпустила около десятка кинофильмов и более сорока телесериалов, среди которых картины «Питер ФМ», «Все умрут, а я останусь», «Метро», сериалы «Знахарь», «Вербное воскресение», «Ладога». Работала с компаниями «РВС» Юрия Сапронова, «Рекун» Валерия Тодоровского, «Среда» Александра Цекало и Руслана Сорокина.

Казахстанской публике Анна Гудкова рассказала о том, как выбирать сценарии, на что обращать внимание на первом проекте, как привлечь финансирование и многое другое. Мы выбрали наиболее интересные, на наш взгляд, цитаты Анны.

Об интернете

«Есть смешные ролики, которые за неделю собирают миллион просмотров. В кинотеатре вы будете собирать этот миллион всю жизнь и не факт, что получится.

Сейчас возможно снять кино без финансовых затрат. Это вопрос креатива и мощи идеи. Благодаря интернету вы совершенно автономны».

Об обучении

«Современный профессионал учится всегда. Сегодня образование нуждается в бесконечном апгрейде – знания, которые вы получили десять лет назад, уже безнадежно устарели по отношению к тому, что есть сейчас».

О сценариях

«Меня огорчает сегодня оторванность молодых авторов от какого-либо контекста нашей жизни вообще. Истории, которые они описывают, происходят не в Астане или  в Нью-Йорке – они происходят в какой-то абстрактной пустоте.

Сценаристу всегда важно ставить вопрос – почему будущего зрителя будет волновать происходящее на экране? Почему эта история вообще его касается? В случае с большинством прочитанных мной сценариев я не могу ответить на этот вопрос. До тех пор, пока мы не будем говорить про больное, пока не будем рисковать и идти семимильными шагами навстречу неизвестному, у нас не будет никакого кино.

О профессионализме

«Подавляющее большинство сценариев, которые я прочла, находится за гранью профессионализма: нет героев, драматургически выверенной конструкции и так далее. Почему так происходит, я не знаю – либо студентов не учат, либо они сами не учатся, но это комплексная проблема, которую надо так же комплексно решать.

Наконец, меня очень удручает отсутствие новых форматов и прорывных идей. Во всем мире уже начал угасать сериальный бум, а я последние три года прошу прислать мне проект сериала, но их нет.

Почему молодые ребята с утра до ночи смотрят в Интернете то, что нам всем нравится – европейские и американские сериалы обо всем на свете, – но не пишут ничего даже близко похожего?»

Об ошибках

«Автор может совершить ошибку на любой странице, даже на первой. С самого начала продюсер уже понимает, насколько история банальна или небанальна, насколько яркое у нее начало, насколько конкретная сцена выпукла и неожиданна, интересно ли вам узнать причины происходящего, не разговаривает ли герой штампами. Но бывает, что ты читаешь километры сценариев, которые начинаются одинаково: например, у героя звонит будильник, он встает и идет на кухню. При этом в течение всей сцены автор в диалогах пересказывает предысторию. И ты понимаешь, уже ничего хорошего от этого сценария ждать не приходится.

Очень важны детали. Часто видишь, что герой, грубо говоря, подвешен во времени и пространстве, и мне предлагают поверить, что это современная история про живых людей, но в сценарии нет ничего, что делало бы ее таковой. Эта непроработанность и абстракция вылезают очень быстро: достаточно первых 15 страниц.

Но если все-таки есть сомнения, то я либо читаю до конца, либо делаю «контрольные замеры температуры» в середине и в конце — смотрю, не обнаружится ли чего-то, что изменит представление о тексте».

О киноредакторах

«Киноредактор – это первый человек, которого встречает сценарист, входя в кинокомпанию. Он либо открывает перед вами двери, либо закрывает их. И, к сожалению, за редакторами тянется длинный шлейф разнообразных неприятных ассоциаций, которые не всегда справедливы.

Профессия редактора существует не так давно. И ещё в 19 веке писатели редактировали друг друга сами, так, к примеру, Пушкин редактировал Гоголя.

Профессия редактора появилась в 20-30 годы ХХ века, когда образование стало массовым и всеобщим. И любой крестьянин мог принести свой труд в редакцию газеты или журнала. И так как страна была нацелена на то, чтобы дать голос молчавшим до этого времени слоям населения, их работу  надо было сделать читабельной. И тогда на сцену выходил редактор, который пытался сделать из ничего что-то.

Со временем профессия редактора стала все более приобретать функции цензора. И теперь ее представители не только совершенствовали тексты, но, зачастую, и уродовали их.

После крушения Советского Союза, первое от чего отказывались компании – функция редактуры. Это привело к понижению качества киноматериала, который мы видим. Но компании крупные и профессиональные редактуру сохраняли всегда».

О выборе

«Перед тем, как  отправлять сценарий, вы можете посмотреть, чем занимается кинокомпания. Делала ли она триллеры или пока нет. Или делает артхаусные фильмы, и ей так нравится. И тогда нет смысла ломиться в эту дверь, и стоит узнать о существовании какой-то другой».

Марат Исаев для PRP.KZ.

Фото: Пресс-служба XIII МКФ «Евразия».