«Организация кинофестиваля — это когда смотришь в разные стороны и не упускаешь ни одной мелкой детали»

Кинофестиваль «Евразия» стал одним ярких кинособытий этого лета. Как проходила организация столь масштабного и красочного мероприятия — в интервью с руководителем штаба XIII МКФ «Евразия» .

24.08.2017

Кинофестиваль «Евразия» стал ярким кинособытием этого лета. Как проходила организация столь масштабного мероприятия  в интервью с руководителем штаба XIII МКФ «Евразия»  Талгатом Тайшановым.

В чём, на Ваш взгляд, особенность прошедшего в Астане, 13-го по счёту, кинофестиваля «Евразия»?

 Международный кинофестиваль «Евразия» — самый крупный кинофорум в Казахстане и  Центральной Азии. Его цель — поддержка киноиндустрии в Казахстане и создание платформы для успешного культурного сотрудничества между Азией и Европой.

Обычно МКФ «Евразия» проводится осенью в Алматы. Но 2017 год —  особенный год для Казахстана. В Астане проходит Международная специализированная выставка EXPO-2017 — глобальное событие, как для Казахстана, так и всего региона, поэтому было принято решение организовать кинофестиваль «Евразия» в Астане. Объединяющей темой кинофорума в этом году стал актуальный девиз «Связь культур».

Одной из важных особенностей кинофестиваля в 2017 году стало проведение первого в истории «Евразии» кинорынка, который объединил экспертов киноиндустрии со всего мира. Также впервые прошли показы лучших казахстанских и среднеазиатских картин, отмеченных первой национальной кинопремией «Тулпар», прошли просмотры фильмов-номинантов на кинопремию «Тулпар-2017».

Кроме этого, в этом году в программу кинофестиваля включены такие специальные секции, как конкурс детских фильмов «Пять континентов» и показы кинолент развивающихся стран «Шесть площадок». А возглавила XIII Международный кинофестиваль «Евразия» всемирно известная скрипачка, народная артистка Казахстана, Артист мира, ректор КазНУИ, Қазақстанның Еңбек Ері  Айман Мусахаджаева.

Каких принципов Вы придерживались, когда подбирали те или иные локации для проведения фестивальных мероприятий?

Выбор локаций — вопрос очень важный и актуальный при планировании международных мероприятий. Кинофестиваль «Евразия» не имеет своей постоянной площадки ни в Алматы, ни в Астане. Но в Алматы кинофестиваль имеет свою историческую связь и многие опции уже были наработаны и отработаны. С Астаной всё было ново. Хотя, стоит отметить, что кинофестиваль здесь проходил уже во второй раз. Первый  МКФ «Евразия» состоялся в Астане в 2008 году.

Командой XIII кинофестиваля «Евразия» была проведена большая, кропотливая работа по подбору мест проведения фестивальных мероприятий. Главный принцип —  удобство для гостей и участников кинофорума. Это и расположение отелей, кинозалов, организация питания гостей и участников, экскурсии, подбор и подготовка концертного зала для открытия и закрытия кинофестиваля, вся техническая часть по оснащению показов фильмов и, конечно, чёткая работа самого штаба кинофестиваля.

Стоит также иметь в виду, что были ещё и требования FIAPF (Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров), которые обязательны для выполнения.

Рабочим штабом кинофорума «Евразия» был утверждён Казахский национальный университет искусств на базе кафедры «Кино и ТВ», который отвечал всем требованиям кинофестиваля.

Что Вам показалось наиболее трудным при организации кинофестиваля в Астане?

Главная проблема МКФ «Евразия»  —  это то, что кинофестиваль не имеет своего фестивального центра и постоянного, непрерывно работающего штаба. Как, например, в Каннах или Пусане. Государство проводит конкурс  среди казахстанских компаний, и тот, кто выиграл тендер, уполномочен проводить кинофестиваль.

Одной из задач нашей команды было создание и организация работы штаба и самого кинофестиваля в рамках уже существующих в Астане локаций, иными словами, найти оптимальный и компромиссный вариант, потому что не всё отвечало нашим желаниям и требованиям. Организация кинофестиваля – это необходимость смотреть в разные стороны одновременно и не упускать ни одной мелкой детали.

Расскажите о команде, которая принимала участие в организации и проведении кинофестиваля в Астане.

Кинофестиваль «Евразия» имеет свою историю и определенную команду в Алматы. Для Астаны, это ново, но, тем не менее, мы справились и с этой сложной задачей.

Основным костяком команды стали педагоги, студенты, магистранты и выпускники кафедры «Кино и ТВ» Казахского национального университета искусств. Конечно, без опытных профессионалов из Алматы, мы не смогли бы справиться с поставленной задачей. Кроме этого были привлечены к работе на конкурсной основе компании и предприятия из Астаны. Хотелось бы отметить некоторых из нашей дружной команды. Это исполнительный директор Олжабай Мусабеков, арт-директор Рашид Нугманов, программный директор Елена Ларионова, руководитель гостевой службы Диана Ашимова, директор бизнес-платформы Eurasia Spotlight Анна Качко, директор первого кинорынка Eurasia Film Market  Бауыржан Шукенов. Именно эти профессионалы определяли и ставили задачи перед командой для выполнения их на самом высоком уровне. Также хотел бы выразить огромную благодарность нашим волонтёрам, которые помогали в работе кинофестиваля. Это студенты из разных учебных заведений Казахстана.

Кто поддерживал кинофестиваль финансово? Спонсоры, партнёры? Как работала эта система?

Международный кинофестиваль «Евразия» проводился Общественным объединением «Национальная академия кинематографических искусств и наук» по заказу Министерства культуры и спорта РК. Конечно, без привлечения спонсоров не обходится ни одно крупное мероприятия и МКФ «Евразия» не исключение. Специально была разработана «Спонсорская программа», где были указаны варианты спонсорского участия. Казахстанские компании уже готовы к таким международным форумам и нам оставалось только найти взаимовыгодные варианты работы. Спасибо всем компаниям, которые нас поддержали и выполнили все условия соглашения.

Каковы успехи в построении взаимного знакомства и сотрудничества? Вы следите за результатами работы, проведённой во время фестиваля?

Вопрос очень важный.

Цели и задачи кинофестиваля были определены изначально. Их несколько. Это развитие казахстанского кино как искусства и индустрии, позиционирование фестиваля как уникального моста между Европой и Азией, укрепление и развитие международных связей в сфере кино (ко-продукция и дистрибуция казахстанских фильмов), а также продвижение лучших кинопроектов и достижений казахстанской киноиндустрии и распространение информации о культурной и кинематографической жизни Казахстана среди зарубежных СМИ.

Прошло немного времени, чтобы говорить о глобальных результатах. Но могу привести несколько примеров. Проект Ерлана Нурмухамбетова «Конокрады» был приглашен к участию в кинорынке Пусанского кинофестиваля (Южная Корея).

Гостями кинофестиваля в этом году стали известные мировые кинематографисты: Николас Кейдж, Эдриан Броуди, Джон Малкович, Кирилл Разлогов, Егор Бероев, Сулейман Сиссе и кинематографисты из стран СНГ, компанию им составили наши именитые представители отечественного кино.

Плодотворно отработала кинокомиссия нашего кинофорума. Прошли круглые столы и конференции о проблемах кино, защите авторских прав, креативном продюсировании.

Состоялись презентации казахстанских проектов на стадии развития сценария перед международными жюри. Мы вместе с участниками и гостями кинофорума  обсудили будущее кинобизнеса в Казахстане и Центральной Азии, провели работу по питчингу кинопроектов молодых режиссеров. Продуктивно отработал и первый кинорынок, темой которого стал «Цифровой путь» в соответствии с концепцией̆ «Цифрового Казахстана».

Мероприятия кинофестиваля активно освещались как в казахстанских, так и зарубежных СМИ. Все аккредитованные представители СМИ, а их было около 200, регулярно выдавали информационные материалы. Интересно написали о нас иностранные СМИ,  осветив не только программу и кинорынок фестиваля, но и растиражировав мемы на одного из гостей кинофорума Николаса Кейджа, что придало особую пикантность мероприятию и только больше привлекло внимание мировой общественности к «Евразии» в Астане.

Давайте попробуем сравнить ожидания, которые были у Вас на старте проекта, и сейчас, по его итогам. Что-то изменилось?

Для того, чтобы кинофестиваль удался, необходимо провести тщательную подготовку и учесть все нюансы: от выбора площадок, технического оснащения, переговоров с гостями (многие из которых «звёзды» мирового кинематографа) до взаимодействия со СМИ, получения разрешений на масштабные многолюдные мероприятия от властей и многое другое. Согласитесь, задача очень серьёзная. И, конечно, как у любого крупного международного события в его подготовке и организации имелись определённые трудности, а иногда и неожиданности, которые изменяли ту или иную часть рабочего плана. Но, на мой взгляд, именно так и проверяется профессионализм команды. XIII кинофестиваль «Евразия» прошёл успешно. И это главное. Есть, конечно, над чем задуматься в следующий раз при проведении  кинофорума в Астане. Но могу точно сказать, что все мои ожидания оправдались. Праздник получился ярким и интересным. Я горжусь, что у нас в Астане есть теперь команда, которая в состоянии провести такое международное мероприятие на очень высоком уровне.

Ирина Мусиян, PRP.KZ

Фото из архива Т. Тайшанова и пресс-службы МКФ «Евразия».