Билл Эйнрейнхофер: «Телевидение — больше не центр медийной вселенной»

02.05.2019

Одно из ярких впечатлений II Международного кинофестиваля «Ұшқын» — творческая встреча с Биллом Эйнрейнхофером, руководителем факультета тележурналистики в New York Film Academy.

Обладатель трех премий «Эмми», продюсер программ для телеканалов ABC,  HBO,  CBS,  Discovery, Билл Эйнрейнхофер рассказал об особенностях современного телевидения и фильмопроизводства, а также о работе с аудиторией.

Чего хочет зритель

«Один из трендов сегодняшнего телевидения — это «узкое» вещание, когда разговор идёт с конкретной аудиторией. К примеру, у спортивных телеканалов охват намного меньше, чем у вещательных сетей. Но реклама намного дороже, потому что это дорогая целевая аудитория. Спортивные телеканалы смотрят мужчины, а до этой аудитории достучаться тяжело. В Америке рекламодатели даже доплатят сверху, чтобы показать рекламу именно этой аудитории.

В США есть специальные телеканалы и для женщин, один из которых, к примеру, основала компания, которая выпускает поздравительные открытки. И в этом нет никакого парадокса. Все мы знаем, что поздравительные открытки не оригинальны: ни текстом, ни дизайном. Но люди всё равно их покупают. Так и с телевидением, и с женскими телеканалами. Зритель, который смотрит такой телеканал, знает, что получает продукт определенного качества и сюжета.

В основном, какие фильмы на женских каналах показывают? Конечно, о любви.

И сюжет практически во всех фильмах идентичен. Успешная женщина из мегаполиса приезжает на ферму к своим родителям и встречает свою первую любовь. А в мегаполисе у неё остался бойфренд. Кого же она выберет? Простого деревенского парня, который, несмотря на прошедшие годы, помнит её день рождение или успешного бизнесмена, который так занят, что забывает день, когда его любимая родилась?

Выбор ещё усугубляется выгодным предложением о работе мечты, которое неожиданно поступает главной  героине, для чего она должна срочно вернуться в мегаполис.

Что же она сделает? В чью пользу её выбор?

Конечно, она остаётся на ферме вместе с простым деревенским парнем, своей первой любовью.

Почему? Да, потому что это женский телеканал. И именно этого хочет аудитория — сказки и чуда.

И такие сюжеты здесь повторяются из фильма в фильм. Потому что телевизионная  компания хорошо знает свою аудиторию, знает, чего она хочет. Поэтому именно здесь перед Рождеством целый месяц показывают фильмы про Санта Клауса: женщины мечтательны и верят в чудеса».

Для разной аудитории — разный контекст

«Если вы не знаете свою аудиторию, вы не сможете написать убедительный текст, убедительный сценарий. Причём различия даже у «узкой» аудитории будут по-разному проявляться в разных странах.

Я однажды участвовал в производстве совместного фильма, это была коппродукция США, Франции и Японии. Тема документального сериала была  о мозге. Мозг есть у всех, и это должно было быть одинаково интересно любой аудитории.

Но мы не учли, что преподнесение сюжета сторрителинг  должен отличаться в разных странах.

Например, французам не нравится, что когда вы берёте интервью и в кадре видно только «говорящую голову». Они обиделись и сказали: вы относитесь к нам как к школьникам.

В свою очередь, японцам нравится, чтобы перед ними стоял ученый в белом халате у белой доски, на которой он пишет какие-то сложные формулы или утверждения.

Американцам вообще всё равно: читает ли кто-то лекции с экрана, или в каком халате стоит ученый, главное для них  это чтобы всё было на английском.

Сейчас я продюсирую новый фильм, который находится в процессе продакшна, это совместное производство Китая, Вьетнама и США. Полагаясь на мой предыдущий опыт, я точно знаю, что когда фильм будет завершен, то в прокат обязательно выйдут три его версии. Американская, китайская и вьетнамская. Для разной аудитории разный контекст, который соответствует её ожиданиям   это то, что сегодня обязательно нужно учитывать».

Телевидение больше не центр медийной вселенной

«Для меня в последнее время стало шоком то, что телевидение больше не является центром медийной вселенной. Безусловно, мне всё ещё нравится сесть и посмотреть телевизор, вместо того, чтобы смотреть в свой телефон. Но я каждый год спрашиваю своих студентов: у скольких из вас есть телевизоры?

Никто не поднимает руку.

Тогда я спрашиваю, а у ваших родителей есть телевизоры?

Несколько человек поднимают руки.

Когда я спрашиваю, а у бабушек и дедушек есть телевизоры? Поднимают руки все.

Главная мысль в том, что если вы будете производить программы только для телевидения, то вы  потеряете часть аудитории.

Сегодня, всё, что производится в США, является кросс-платформенным продуктом.

Например, когда вы производите новостную телевизионную программу, то вы монтируете её таким образом, чтобы вещать её через телевидение. Затем делаете второй монтаж, чтобы  показывать онлайн, для вебсайта. Третий монтаж для Фейсбука. Четвертый для Инстаграм. Потому что у всех у них разные аудитории.

Аудиторию нельзя воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Аудитория делает нам одолжение, когда смотрит именно нас. И нужно относиться к ней, как к другу. Обращать внимание на то, что она говорит и делает. Мы не может приказать смотреть наши телевизионные программы. Но мы должны знать, где наша аудитория и как лучше всего достучаться до неё».

Не акцентируйте внимание на одном проекте

«Сегодня документальными фильмами можно зарабатывать на жизнь. Но не акцентируйте своё внимание только на одном проекте. Потому что если вдруг он рухнет, то конец будет и вам. Это как, к примеру, у вас есть большая любовь всей жизни, но есть и другие увлечения, проекты, с которыми вы нет-нет, но ходите на свидания. Это, конечно, несерьёзный пример, но какая-то правда в этом есть».

Начало.

Продолжение здесь Билл Эйнрейнхофер: «Фильмопроизводство основано на доверии»

Ирина Мусиян.

PRP-Информ.