Пять лет назад в Казахстане появился детско-молодёжный кинофестиваль «Мечтатель». Он был создан кинорежиссёром и педагогом Марией Абадиевой, с которой мы поговорили о том, как возникла идея кинофестиваля и почему он до сих пор существует без господдержки.
Как Вы пришли в кино? Почему выбрали профессию режиссёра?
В классе девятом я поняла, что мне хочется снимать фильмы. С самого детства я была творческим ребенком, писала стихи и рассказы, монтировала видео, любила смотреть фильмы и придумывать разные альтернативные сюжеты. Поэтому уже в школе решила, что хочу заниматься съёмками. Ещё больше укрепилась в этом после курсов журналистики у Вадима Аркадьевича Подольского. В то время вообще было мало каких-либо курсов в таком направлении, на его занятиях я писала небольшие рассказы и обзоры, пробовала брать интервью, всё это было интересным.
В 11 классе узнала, что есть Жургеновка (Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова — Прим. ред.), решила поступать туда и попала в мастерскую Дамира Манабая, так начался мой путь в кино.
Какой фильм Вы выделили бы из своей фильмографии и почему?
Наверное, мой дипломный фильм «Выбор», он всё ещё является моей любимой работой, у меня остались самые тёплые воспоминания о команде и съёмочных днях, и плюс этим фильмом я защитила диплом.
Что Вам ближе — документалистика, авторское или коммерческое кино?
Я люблю смотреть и отдыхать под коммерческое, зрительское кино. Но мои работы скорее больше авторские. Я очень люблю короткометражные игровые фильмы, пока что в этом направлении мне более комфортно двигаться.
В последние годы я также пробую себя в документальном кино, но пока что это больше интервью и учебные короткометражки. Большим опытом стало обучение в международной онлайн-школе документального кино «Un/Filmed» у Игоря Мякотина и Ксении Гапченко. Именно во время этого обучения я впервые попробовала снять фильм-наблюдение «Дом».
Также с прошлого года я выступила как сценарист документального фильма «Здравствуй, добрый человек», история геолога Алана Медоева. В этом году начались съёмки фильма при киностудии «Казахфильм». Наставления документалиста Асета Ерназарова в процессе написания сценария помогли мне по-другому взглянуть на работу с документальным фильмом.
Над каким кинопроектом (фильмом) Вы сейчас работаете?
Как сценарист выступаю на фильме «Здравствуй, добрый человек», также пишу сценарий фильма про детей и инклюзивное сообщество.
В 2019 году Вы открыли киношколу. Что подтолкнуло Вас к этому шагу?
Я давно преподаю подросткам и детям, в какой-то момент поняла, что выросла до открытия своей собственной школы, так как было много разных идей для новых курсов, практик и проектов. И хотелось, наверное, независимости в работе.
Сначала был страх, что ничего не получится, он сильно меня тормозил, ведь я больше творческая личность, а не бизнес-леди. Однажды я случайно узнала о государственной программе «Жас кәсіпкер», где обучали основам предпринимательства, и лучшие студенты могли получить грант на открытие своего бизнеса. Я обучилась, смогла найти ответы на свои вопросы и получила грант. Сумма, конечно, на тот год была небольшая, но мне хватило на покупку первоначального оборудования.
Почему Вы решили развивать отечественное кинообразование, а не активно реализовывать какие-то свои кинопроекты (фильмы)?
Мне как творческому человеку порой хочется выйти на большой проект, есть много идей для своих фильмов, но последние годы я часто отказываюсь от проектов из-за того, что работа в киношколе и организация кинофестиваля занимают всё моё время. Но чтобы окончательно не уходить из индустрии, я беру сценарные проекты и продолжаю работать в этом направлении.
Забавно, но изначально я не относилась серьёзно к кинообразованию. Будучи студенткой, я пришла в творческую студию подзаработать, но меня так увлёк процесс и работа с ребятами, что в дальнейшем я продолжала работать в разных киношколах, оттачивать программу, совершенствоваться как педагог. Успехи детей очень сильно вдохновляли меня и, в конечном счёте, я вдруг поняла, что это дело моей жизни. Тем более, что у нас в Казахстане направление детской кинопедагогики всё ещё не очень активно развито, поэтому как по мне, это очень важное и нужное направление.
Почему Вы решили организовать именно детский кинофестиваль (не студенческий, короткометражный или жанровый)?
Всё началось с моих учеников. Дело в том, что я всегда отправляла их фильмы на детские и подростковые кинофестивали, но они в основном проходили в России, там, кстати, очень высоко развито направление детского кино. В Казахстане таких кинофестивалей практически не было, в 2020 году я узнала про республиканский кинофестиваль «Дети Казахстана в мире без границ», мы поучаствовали и даже выиграли в одной из номинаций, но моё видение детского кинофестиваля было другим, поэтому хотелось сделать что-то своё.
В моей практике было наверное всего 3–4 случая, когда ученики смогли посетить кинофестивали в Самаре, Москве, Минске, и эмоции у всех конечно были очень яркие. Мне захотелось, чтобы все наши казахстанские ребята могли ощутить эти эмоции и на Родине, получить мотивацию и новые знания.
Студенческих и взрослых кинофестивалей у нас много, но никто не пытался показать творчество детей и подростков. А ведь они создают по-настоящему крутые работы.
Расскажите о своей команде, кто помогает Вам в организации кинофестиваля.
В команде у нас всегда не так много людей, так как проект некоммерческий, сложно собрать большую команду, поэтому порой даже выполняем по несколько задач. Но благодаря поддержке друзей фестиваля, волонтёров и партнёров, получается проводить «Мечтатель» несмотря ни на что.
Мастер-классы проводили Бейбит Онер, Юлия Левицкая, Эльдар Шибанов, Екатерина Андронова, Аделия Амраева, Амур Амерханов, Алдияр Байракимов, Бану Рамазанова, Катерина Суворова, Айша Салимгереева, Илья Коробейников, Шарипа Уразбаева, Санам Реваева, Анастасия Бирючева.
Партнёрскую и дружескую помощь в разные годы оказывали MEGA Alma-Ata, Chaplin Mega Alma-Ata, школа медиа и кино «Almau», анимационная студия «Таскын», бренд Лимоначчо, «Меломан» и «Марвин», Экологическое общество «Зелёное спасение», университет «Туран» и академия Жургенова, кафе «Андерсон» и пекарня «СинМин», Кок-Тобе, культурный фонд им. Н. Байганина, семья Дуйсебаевых, управляющая компания «ARIF», журнал «Дактиль», газета «Время» и КТК, студии «Qkids» и «Гами», ингушский ансамбль «Аьрзи», а также родители многих моих учеников, друзья и коллеги.
Также в 2021 и 2022 годах нам выделили социальные гранты USAID и фонд Eurasia Foundation, что позволило покрыть расходы фестиваля на аренду, питание и привезти участников из Павлодара, Рудного и Астаны.
С 2023 года в команду кинофестиваля вошла продюсер Зарина Зикирова, в 2022 году она выступила как жюри, вдохновилась идеей кинофестиваля и захотела помочь в развитии проекта. С прошлого года нам помогает Андрей Мануйлов, с его помощью мы смогли больше рассказать о фестивале и найти новых партнёров.
Мои ученицы, уже выпускницы режиссёрских курсов, два года подряд выступают как СММ и менеджеры. Это Маргарита Халина и Айгерим Сермагамбетова. Вообще, ученики киношколы очень часто волонтёрят на фестивале, хотя они могли просто участвовать и развлекаться, но многие хотят помогать.
В этом году нас вновь поддержала школа медиа и кино «Almau» и Chaplin MEGA Alma-Ata с хедлайнером кинофестиваля — фильмом «Музыка большого города». Также появился новый партнёр — это языковые курсы «EF Kazakhstan».
Большую помощь также оказывает моя семья, в прошлом году они активно кидали донаты на краудфандинговую платформу и конечно все годы меня поддерживает мама.
Вы проводите кинофестиваль без государственной поддержки. Почему? Вы обращались и Вам отказали, или по каким-то другим причинам?
Да, к сожалению, у нас нет поддержки государства, я обращалась в акимат, в министерство культуры, но как мне сказали: «Проект не может попасть в план, иначе это будет лоббирование интересов». Хотя нам бы даже информационной поддержки хватило бы и помощь с залами для показов и мастерских, возможно привлечение «звёзд», ведь для детей это огромная радость — увидеть своих кумиров рядом.
Как Вам удалось провести первый кинофестиваль? У Вас был опыт в проведении таких мероприятий?
Опыта как организатора мероприятий совсем не было. Я обычно всегда выступала как участница кинофестивалей, в основном, наших алматинских, заочно в иностранных, один раз смогла поехать на кинофестиваль в Ганновер, где представила свой короткометражный фильм «Скрипка и домбра». Атмосфера кинофестиваля всегда невероятна, это и новый опыт, знание, знакомство с культурой других стран и нетворкинг.
В 2020 году произошёл какой-то внутренний бунт против карантина и негатива вокруг, и я подумала, почему бы первый фестиваль не провести в этот год. Написала пост на фейсбук, множество людей откликнулись, Татьяна и Юрий Воронин взяли на себя дизайн сертификатов и небольшие мерч подарки, коллеги из киносферы Мадина Алимкан, Баяна Сапар, Залина Цицкиева и моя ученица Дарья Филимонова согласились побыть в роли жюри. В итоге в онлайн-формате получилось провести первый «Мечтатель».
Конечно, у меня сложилось понимание, как бы я хотела провести фестиваль в офлайн формате. Для меня идеальный детский кинофестиваль — это «красная дорожка», показы, мастер-классы, экскурсии, создание совместных проектов, церемония награждения. Всё как у взрослых, но главные «звёзды» — это дети и подростки.
Как Вы ищете финансирование на проведение кинофестиваля, кто Вам помогает финансово? Много отказывают?
Первый фестиваль был лёгким в том плане, что там всё было онлайн и никаких особо трат не нужно было делать. В 2021 и 2022 годах благодаря грантам получилось сформировать крутую программу и покрыть многие организационные расходы.
Самым тяжёлым был 2023 год, я иногда называю его год отказов, потому что был какой-то невероятный период отказов от разных фондов, банков, крупных организаций, меценатов. Финансирование мы не смогли получить, небольшую часть расходов получилось покрыть через краудфандинг на платформе «Start-Time» и за счёт донатов людей, которые верят в наш фестиваль — это и друзья, родственники, родители и даже мои преподаватели из академии искусств. Сколько могли мы вложили свои средства, но я всегда говорю, благодаря огромной помощи партнёров мы смогли сократить расходы: кто-то предоставил помещение, кто-то организовал питание, кто-то от себя подарки подарил. И это было по-настоящему волшебно, получилось, что все вместе мы совершили этот маленький подвиг и вдохновили детей и подростков и дальше снимать и развиваться в этом направлении.
Как Вы думаете, почему у нас не принято помогать (организационно и финансово) людям, реализующим самые разнообразные проекты в сфере кинематографии?
Наверное, просто эта сфера многим кажется не такой важной, чаще всего люди охотнее помогают финансово вовремя катаклизм и каких-то стихийных бедствий, скидываются на лечение.
С нашим кинофестивалем ещё сложность состоит в том, что многие не понимают, что такое детский кинофестиваль. Такого формата мероприятий практически нет, это всё ещё что-то новое и непонятное. Когда люди приходят первый раз на показ и видят то, что снимают дети и подростки, они просто в шоке от уровня работ, и тогда у них меняется восприятие.
У Вашего кинофестиваля очень обширная программа, довольно много номинаций, а это значит, что через Вас проходит огромное количество видеоконтента. Как Вам удаётся объять необъятное?
На самом деле мне мои коллеги советовали сократить номинации, так как это действительно огромный объём. Но в этом, наверное, фишка «Мечтателя» — мы даём возможность всем юным авторам, которые участвуют в процессе, получить минуту славы.
Есть ребята, которые снимают как операторы или отвечают за монтаж, за звук, пробуют делать спецэффекты, кто-то снимает на телефон. Я хочу дотянуться до каждого из них и дать возможность себя проявить. Конечно, это просто огромный поток работ и я каждый год отсматриваю в среднем 400–500 заявок и пропускаю определённое количество в шорт-лист, а там уже подключается наше жюри.
Расскажите о конкурсной программе этого года.
Мы получили более 600 заявок со всего Казахстана. В этом году у нас добавилась номинация «Алматы — мой любимый город», периодически мы добавляем интересные номинации в программу, в период пандемии была номинация «Карантин», в год волонтёра — тоже номинация по теме. Появилась номинация «Лучший клип», так как ежегодно приходило много клиповых работ, но они не подходили под определенную номинацию. В основном все эти номинации для участников до 17 лет. Также есть отдельная небольшая категория для молодёжи в возрасте от 18 до 35 лет и с прошлого года у нас появилась номинация «Взрослые — детям», куда отправляют работы режиссёры старше 35 лет, которые снимают фильмы и мультики для детей. И вот их как раз судит наше детское жюри, спуску взрослым авторам они, конечно, не дают.
Кроме конкурсной программы запланированы ли в рамках кинофестиваля мастер-классы, семинары, возможно, питчинг?
Да, мы стараемся всегда организовывать творческие встречи и мастер-классы с кинематографистами, также проводим экскурсии как в киновузы, так и киностудии. В рамках кинофестиваля иногда проходят конкурсы от партнёров, это тоже дополнительная активность для ребят что-то поснимать, у нас проводится литературный конкурс и конкурс комиксов, это как раз для тех, кто не снимает, но пишет и рисует. Кроме этого, ежегодно проходит питчинг сценариев, где ребята презентуют свои проекты и конкурс рецензий, где участники пишут рецензии на фильмы из конкурсной программы.
Вы следите за судьбами участников кинофестиваля «Мечтатели»? Как складывается их профессиональная жизнь?
Да, я стараюсь отслеживать участников кинофестиваля прошлых лет. Есть ребята, которые поступили в вузы на режиссуру, журналистику, анимацию, кто-то вдохновился первой победой на «Мечтателе» и начал отправлять свои работы на другие кинофестивали. Ещё был случай, когда после победы на фестивале один телекружок поддержала школа и выделила классы для занятий, для нескольких ребят я от имени фестиваля писала рекомендательные письма для поступления в вуз. Очень радует, конечно, когда участники прошлых лет приходят в киносферу и начинают работать и учиться по профилю. В такие моменты видишь результат.
Поделитесь советами с теми, кто хочет организовать новый кинофестиваль. С чего начать, на что обратить внимание? Какие «подводные камни» ждут в организации и проведении?
Конечно, не стоит бояться, если есть желание, нужно идти к цели несмотря ни на что. В первую очередь, создать себе план действий и найти команду, поверьте, тянуть всё в одиночку очень тяжело, я прошла это и понимаю, что команда во многом облегчает этот и без того тернистый путь. Не стоит сразу делать мега размах, проведите первый фестиваль небольшой, чтобы понять весь процесс и получить необходимый опыт.
Здорово, если уже был опыт посещения подобных мероприятий, мне помогло то, что я была участницей кинофестивалей и вообще сам факт, что я киношник тоже позволил понять, каким изнутри должен быть «Мечтатель», вся программа строилась из моих знаний и опыта.
Желательно начать искать партнёров заранее, понять, кто может стать партнёром, где у вас есть точки пересечения. Даже если откажут сто раз, не стоит сдаваться. В любом случае будут те, кто окажет помощь и кто поверит в ваш фестиваль.
Мира Искандер.