Первый международный форум «Культура. Медиа. Цифра», прошедший 13–14 ноября в Москве, собрал более 5 000 участников из 16 стран, включая ведущих медиаменеджеров, режиссёров, продюсеров и экспертов в области новых технологий.
Ключевые направления форума
Программа форума была структурирована по пяти основным направлениям:
- Кино и новые медиа: обсуждение взаимодействия традиционного кинематографа с современными медиаформатами.
- Искусственный интеллект как соавтор: исследование роли ИИ в творческих процессах и его влияния на производство контента.
- Виртуальные пространства: анализ развития виртуальной и дополненной реальности в контексте медиа.
- Видеоигры и киберспорт: рассмотрение роста игровой индустрии и её интеграции в медийное пространство.
- Новые платформы коммуникации и цифровая экономика креативных индустрий: обсуждение экономических моделей и новых каналов взаимодействия с аудиторией.
Выступления и дискуссии
Почётным председателем форума «Культура. Медиа. Цифра» стал всемирно известный сербский кинорежиссер Эмир Кустурица, который поделился своими взглядами на ценность идей в кинематографе, подчеркнув, что истинная ценность фильмов заключается в их содержании, а не в коммерческом успехе.
«Кинематограф ценен не деньгами, а идеями, которые мы вкладываем. Есть много хороших фильмов. Но это не значит, что они собрали много положительных отзывов и денег. Лучшие фильмы были у Тарковского, но у него было мало зрителей. Сейчас у него их много, потому что в его кинокартинах задаются фундаментальные вопросы о человеческой жизни», — отметил Кустурица.
«Нельзя делать ставку только на коммерческий успех фильма. Существует культурная модель, уровень, которого надо держаться. Фильм — это не иллюстрация. Требуется найти свой язык», — добавил сербский режиссёр.
Что касается критики, то для Эмира Кустурицы она была и очень важна, и совершенно безразлична.
«Критика может быть разной. Она во многом зависит и от личности, и от общей культуры. Когда я делал первые фильмы говорили, что это невозможно. Но это случилось. Бывает авторов не принимают по 10–15 лет, а потом на излете карьеры могут изменить мнение. Так было у Феллини. Бывает, что время не даёт признать автора», — считает режиссёр.
Оскароносный американский режиссёр Оливер Стоун принял участие в центральной сессии первого дня форума «Будущее коммуникации / Коммуникация ради будущего» по видеосвязи.
«Кино — это искусство повторять вечные темы, находя в них новые смыслы. Мы никогда не устаем выслушивать одну и ту же историю, потому что кино умеет раскрывать ее по-новому, — отметил Оливер Стоун. — Критикам важно сохранять свежесть восприятия, не терять хватку. Когда-то я и сам был беспощаден в суждениях, считал, что каждый фильм должен становиться классикой. Но это невозможно. Не все картины предназначены для вечности, и это прекрасно: в этом и есть движение искусства».
Французский режиссер Люк Бессон присоединился к дискуссии о перспективах развития кинематографа и его роли в креативных индустриях также по видеосвязи, подчеркнув значимость культурного обмена через искусство.
«В каждой стране есть что-то потрясающее, и очень важно, чтобы люди оставались на связи через искусство. Тарковский снимал потрясающие фильмы — недавно показывал „Сталкера“ сыну, и он тоже впечатлился. Это мне и нравится в кино — мы можем поддерживать связь вне зависимости от того, что происходит в мире. Когда я снимаю новые фильмы, то всегда беру понемногу из разных культур», — рассказал Люк Бессон.
Бессон также отметил, что для него любовь является основой, подобной воде, которая может принимать разнообразные формы в зависимости от выбранной истории. Режиссёр подчеркнул, что создание комедии или трагедии, а также выбор персонажей любого возраста — это свобода, которую авторы могут использовать в своем творчестве.
Роль искусственного интеллекта
Одной из центральных тем форума стало обсуждение применения искусственного интеллекта в медиа. Эксперты отметили, что ИИ становится неотъемлемой частью творческих процессов, предлагая новые инструменты для создания контента и взаимодействия с аудиторией. Однако были подняты вопросы о необходимости сохранения человеческого фактора и этических аспектах использования технологий.
Виртуальные пространства и киберспорт тоже стали неотъемлемой частью креативных индустрий. В рамках сессии «Киберспорт высоких достижений» эксперты отметили, что киберспорт в странах СНГ стремительно превращается в полноценную индустрию с огромным потенциалом для развития, становясь платформой для достижения высоких результатов и укрепления международных связей.
Кира Платонова.
Фото: пресс-служба форума «Культура. Медиа. Цифра».