Фильм «Ореховое дерево» (Walnut Tree) казахстанского режиссёра и почётного члена редакционной коллегии журнала о кино «Jas Óner» Ерлана Нурмухамбетова спустя десять лет после премьеры вновь покажут в столице Южной Кореи.
Показ пройдёт 2 августа в Сеуле по приглашению программного директора Сеульской синематеки Ким Сон Ука и станет частью программы, приуроченной к 10-летию картины, впервые представленной на Пусанском международном кинофестивале 2015 года, где она получила главный приз в секции New Currents («Новые течения»). Тогда же состоится онлайн-сессия вопросов и ответов с режиссёром, в ходе которой Ерлан Нурмухамбетов поделится мыслями о фильме и творчестве спустя десятилетие.

Фильм, который продолжает звучать
Оглядываясь назад, можно сказать, что «Ореховое дерево» дало по-настоящему зрелые плоды: за эти годы лента имела насыщенную фестивальную судьбу — как за рубежом, так и в Казахстане.
Сразу после премьеры в Пусане, фильм был включён в конкурс Free Spirit Competition («Свободный дух») на XXXI Варшавском международном кинофестивале в 2015 году. В 2017-м картина получила признание на XXII Международном фестивале азиатского кино в Везуле (Франция), где удостоилась сразу двух наград:
— Специального приза международного жюри «за способность вызвать улыбку, несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию»
— и Приза кинокритиков «за живой и смелый портрет сельской жизни».
В 2016 году Ассоциация кинокритиков Казахстана отметила фильм премией за лучший сценарий, а в 2017 году он был показан в программе «Панорама» VII Пекинского международного кинофестиваля.
Простая история — большое кино
Сюжет фильма на первый взгляд кажется простым. В южном ауле Казахстана, в окрестностях города Ленгер, живёт семья: мать и её взрослый сын Габит. Женщина мечтает о внуках и подталкивает сына к женитьбе. Габит собирается взять в жёны девушку по имени Айсулу — и делает это по старинной традиции инсценированной кражи невесты. Айсулу согласна, но её родители — нет. Отсюда и начинаются приключения Габита, Айсулу и их друзей, которые заканчиваются грандиозным тоем — свадьбой и рождением ребёнка — таким образом, история замыкается в круг жизни.
Южный вестерн с ореховым вкусом
Несмотря на сюжетную простоту, «Ореховое дерево» отличается яркой авторской интонацией. Ерлан Нурмухамбетов превращает бытовую историю в кинопритчу, полную юмора, тепла и южного казахского колорита. Смелое сочетание жанров — от вестерна до лирической комедии — делает фильм уникальным. Зритель узнаёт здесь и сельский абсурд в духе Кустурицы, и плавную многоплановость «Крёстного отца», и дыхание национального фольклора.
Неудивительно, что фильм стал близким и понятным казахстанской аудитории, а за рубежом его приняли с неподдельным интересом. Сегодня, спустя десять лет, он продолжает звучать — как простая история о вечном, рассказанная искренне, по-человечески, и с большой любовью к родной земле.
Дамир Каримов.