О сложном выборе, силе стихии и жизненных стратегиях.
В Астане 3 сентября состоялся закрытый показ и пресс-презентация фильма «QAITADAN» — дебютной полнометражной работы режиссёра Думана Еркимбека. Съёмки проходили в Алматинской области. Художником-постановщиком фильма выступил Бекен Нарбай, продюсерами — Жалын Тлеубергенов и Талгат Сырманов. Лента, созданная кинокомпанией Dala Cinema при поддержке Министерства культуры и информации Республики Казахстан и Государственного центра поддержки национального кино, выходит в широкий прокат с 4 сентября.
Многочисленные жалобы на скудость жанров в отечественном кино, исходящие от деятелей индустрии, были услышаны — нам представили первую в истории казахстанского кинематографа картину в жанре фантастического и где-то даже супергеройского фильма-катастрофы.
«Название «QAITADAN» переводится как «заново». Для меня это история о том, что пока люди не меняются сами, жизнь тоже не изменится. Мы снова и снова совершаем одни и те же ошибки. Через жанр катастрофы мне хотелось рассказать именно об этом», — сказал режиссёр Думан Еркимбек.
«Съёмочной группе пришлось четыре-пять раз возводить дамбу и снова её разрушать. Сначала конструкция не выдерживала, приходилось всё переделывать. Но мы понимали: только так зритель поверит в катастрофу. Это был невероятно сложный и в то же время вдохновляющий опыт», — поделился, в свою очередь, деталями съёмочного процесса продюсер фильма Жалын Тлеубергенов.
В ходе презентации председатель Комитета культуры Министерства культуры и информации Республики Казахстан Ерлан Дакенов отметил, что кинокартина представляет собой философскую историю, побуждающую к глубоким размышлениям, — о необходимости диалога поколений, о бережном отношении к близким, о реальных жизненных уроках. О ценности фильма высказался также председатель правления Государственного центра поддержки национального кино Курманбек Жумагали, который особо подчеркнул жанровую специфику проекта. По его словам, за последние шесть лет при поддержке Центра было снято 118 отечественных фильмов. Казахстанские ленты приняли участие более чем в 280 международных фестивалях и завоевали 157 наград. Он подчеркнул, что такие достижения стали возможны благодаря государственной поддержке молодых режиссёров и дебютных проектов, а «QAITADAN» является ярким примером этого курса. Жумагали выразил уверенность, что фильм найдёт отклик у зрителей, отметив высокий профессионализм творческой команды.
Сюжет (и спойлеры)
Сюжет фильма «QAITADAN» несложен: городской парень Рауан, единственный сын своих родителей, нарочно проваливает ЕНТ, набрав всего 21 балл. Его отец в наказание увозит сына перед выпускным в аул Карагаш к своему брату, и грозит, что оставит его там на всё лето. Упрямый Рауан ведёт себя как стандартный городской пижон: он сваливает всю грязную работу на двоюродного братишку Акоша, ненавидит всё и вся вокруг, получает люлей от сельских парней, психует на родителей и в конце трудного дня засыпает на уличном топчане с этим самым Акошем, отмахиваясь от просьб мальчишки почитать сказку… Но в ночи он просыпается от какого-то гула, выбегает за калитку и оказывается погребён под как минимум трёхметровой стеной воды, которая накрывает посёлок. Такой вот энд, но без хэппи.
Но тут сценарий делает крутой поворот: оказывается, это был то ли сон, то ли некая вероятность реальности, которая в настоящую реальность ещё не воплотилась, а в дальнейшем Рауан попадает во временную петлю и много раз просыпается в том же самом дне: это 7 июля, пятница. Такой отечественный ответ американскому «Дню Сурка».
Главный герой мечется, пытаясь спасти жителей Карагаша, но консервативные сельчане не слушают какого-то чужака и покидают свои дома лишь под дулом винтовки — кстати, уехать им так и не удаётся. А в МЧС, куда дозвонился Рауан, говорят, что опасности обрушения дамбы нет, а за недостоверные сведения о грядущей катастрофе пугают ст. 274 УК РК. Далее отчаявшийся достучаться до окружающих подросток пытается спасти хотя бы себя, убежав из дома на возвышенность, но спокойно смотреть на то, как вода прорывает дамбу и поглощает мирный посёлок с пусть даже не очень симпатичными ему жителями, парню всё же очень тяжело.
Для Рауана всё меняет (как это бывает только в молодости) симпатия: он встречает в безопасном месте местную девушку Багым, которая решила прогуляться в ночи после выпускного, что и спасло ей жизнь. Разговор с ней становится точкой изменения героя: она говорит, что и природа, и люди в селе хорошие, надо к ним только присмотреться получше и понять… И здесь настаёт время прорыва дамбы: Рауан, Багым и ухажёр девушки Жигер, прибывший со своими друзьями разобраться с городским чужаком, становятся свидетелями катастрофы.
Однако встреча с девушкой благотворно влияет на Рауана — он начинает вести себя как вменяемый человек, благодарный хотя бы за гостеприимство и крышу над головой. Подросток честно выполняет свои обязанности по чистке сарая, помогает на стройке, с азартом играет в футбол с местной детворой, учится ездить на лошади и уводит Багым от Жигера, который стремится её похитить. И к очередному приближению «часа Х» наш герой уже имеет план: со своим новым союзником Жигером он собирает молодёжь на выпускном вечере (который проходил в сельской школе), представляется практикантом комиссии, которая должна была проверить состояние дамбы, говорит о расширяющейся в бетоне трещине и уводит людей на безопасную возвышенность. Далее ситуация повторяется ещё три раза с разными интерпретациями…
Актёры и роли
Притягательных персонажей в фильме два: это Рауан (актёр Жасулан Копберген) и Акош (актёр Рамазан Макабатулы). Протагонист, как и положено, является центральной фигурой и двигает сюжет. Жасулану Копбергену удалось показать тонкий переход от беззаботности тинейджерства к сложной взрослой жизни. Рауана тяготит и просто бесит, что никто ему не верит, его нигде не слышат и вообще всерьёз не воспринимают — тема подростка, который ещё вчера был уверен, что мир вращается вокруг него и всё там происходит так, как он хочет, с первого раза, а сегодня вынужден биться о суровую реальность под девизом «а докажи, кто ты, собственно, такой», раскрыта отлично. Рауан в одной сцене берёт на себя ответственность, которая не всякому взрослому под силу, а в другой — рыдает как маленький ребёнок, встретив родителей, которые (и это знает только он) избежали страшного финала. Так что главный герой к финалу картины вполне преодолевает подростковую социальную неуклюжесть: он понимает, что для того, чтобы незнакомые люди тебе поверили, нужно хотя бы прикрыться неким социальным статусом; а для любого значимого дела нужны союзники — и их приходится искать не только среди симпатичных и доброжелательных персонажей.
Но подлинным украшением картины является Акош. Он тоже становится опорой для Рауана: его детское любопытство, желание найти авторитет в братишке из города вынуждают главного героя стать нужным для этого маленького человечка, ещё более уязвимого перед жестоким миром, нежели он сам. Сцена, когда Рауан находит труп Акоша в одной из версий реальности, когда наводнение затапливает посёлок, действительно берёт за душу.
Третий значимый персонаж — аким Карагаша (актёр Алмат Сахатов). Этот тиранический «слуга народа» не терпит даже малейшего неповиновения, сгоняет учителей на субботники (что вроде как незаконно), карабкается по служебной лестнице, говоря вышестоящему начальству то, что ему хочется слышать, и спаивает двух членов комиссии, которая как раз-таки приехала осмотреть состояние плотины (именно на неё ссылается в своей речи Рауан). Но по законам жанра воздаяние нашло этого антигероя…
Все остальные персонажи просто занимают свои места в сюжете и ничем особым не выделяются, да это, по большому счёту, и не нужно. Отметим только ещё актёра Ашима Ахметова, который играет дядю Рауана, — пусть это грубоватый сельчанин, но за его спиной как за каменной стеной живут его мать, жена и детишки, в том числе и Акош.
Вопросы без ответов
После таких авансов и реверансов всё же можно затронуть и более серьёзные аспекты, которые в ленте, на мой взгляд, недостаточно проработаны. Фильм, подобно его главному герою, в плане идей застыл в своеобразной подростковой неопределённости: он задаёт правильные вопросы, а ответы на них давать то ли боится, то ли стесняется.
Например, в сцене, где над Рауаном даже в доме дяди смеются, потому что он набрал на ЕНТ всего 21 балл, парень спрашивает: «А кто вы такие, чтобы делать мне по этому поводу замечания? Вы-то чего в своей жизни добились? Отец — ты всю жизнь пашешь, а твои сверстники уже в акимах давно ходят. Что скажешь?» Вопрос, кстати, вполне резонный, но столь же чёткого ответа на него в фильме нет.
Кстати, продолжая тему «21 балл» — оказывается, Рауан нарочно показал такие плохие результаты, чтобы не учиться в вузе платно, а заняться бизнесом и помочь отцу, который работает на трёх работах. Но это выясняется лишь в сцене, где он со слезами на глазах останавливает своих родителей, а до того, как я понимаю, у него даже никто и не спрашивал, что не так. Очередная фигура умолчания и вопрос без ответа.
И за ещё одну сюжетную ниточку хотелось бы потянуть. В начале фильма дядя Рауана говорит, что племянник может стать чабаном — у него как раз освободилась вакансия. А дальше он прямо говорит: «Мне нужен бич, чтобы его эксплуатировать». Это неуместная шутка такая или намёк на траффик? Вопросы, вопросы…

Наталья Корецкая.