Осенью этого года состоялась премьера фильма Айдына Сахамана о легендарной музыкальной группе «Дос-Мукасан». Первыми зрителями картины стали гости и участники VII кинофестиваля короткометражных фильмов «Байконур».
Игра режиссёра с эпохой вышла на экране вполне удачной. Автору фильма и съёмочной команде удалось воплотить советское время рубежа 60-70-х годов. Наравне с внешними составляющими: натурой (спасибо сохранившемуся Алматы), реквизитом, декорациями, костюмами и гримом, видна работа над творческим воплощением хронотопа.
Фильм намеренно переведён в стилистику ретро. Но подаётся ретро с долей юмора, который очень легко распознаётся. К примеру, оператор использует устаревшие планы советского телевизионного формата в эпизодах выступлений и песен. Вообще фильму повезло с оператором: Сабит Семетаев отличается не только собственным стилем, но и глубоким пониманием истории и умелым подбором визуально-изобразительного решения.
Перед создателями фильма стояла сложная задача показать музыку, в том числе и создание песен группы. Решение снять «Той жыры» в театральном формате выглядит ненавязчивым и уместно весёлым. Декорации, сменяющие антураж советских казахских свадеб, знакомы нам по ковру с ватными лебедями и дискотекой на улице. Герои, из разных декораций свадеб, в итоге танцующие все вместе, подчеркивают театральность эпизода, что также похоже на советское телевидение с его идеологией. Главное, песня, которая стала знаковой для целого поколения молодожёнов, по сути, раскрывает идею всего фильма. В целом, данный приём весьма гармонично вписался в материал кинокартины.
Хочется отдельно отметить эпизод уличной драки, интересен повод для неё — то, что существовало всегда. Юным героям нужно отстоять право быть мужчинами. Тем не менее, мы верим, что для них это принципиально важно, важно одинаково для всех, и разбираться они будут только одним, всем известным и проверенным способом. Нельзя не отметить, что подобную сцену мы уже встречали в другом ретрофильме «Районы» Акана Сатаева. Но если там динамика поддерживалась визуальным решением, то в данном фильме авторы нашли интересное сценарное решение. Следующая сцена с задержанием показывает, что драка произошла перед отделением полиции. Комичность ситуации добавляют театральные декорации кутузки и замечательная операторская работа со светом и общим ритмом эпизода.
Мы не можем не сказать о крупных планах. Портреты взяты не только для изображения характера, но и для уточнения отдельных замечаний эпохи: модный макияж девушек или причёски парней. При этом планы не выделяются из общего повествования, но, думаю, многие со мной согласятся, все лица ещё надолго сохранятся в нашей памяти благодаря выразительным крупным планам героев.
Самое важное, что сделало картину такой яркой, на мой взгляд — это работа актёров в кадре. Именно актёры привнесли в фильм душу всего, что когда-то сделало «Дос-Мукасан» легендарной группой. И я не могу не отметить, что отдельные элементы игры, которые выигрышно выделяют работу людей в кадре — лежат в основе столичного театра «Жастар».
Школа Нурканата Жакыпбая видна не только в актёрах театра, участвовавших в съёмках: Гани Кульжанова (первый директор театра), Азамата Эскулова, Айнур Рахиповой, Мейиргата Амангельдина и Ельдоса Шайкенова. Динамика, пластика, обязательный юмор и высокий уровень мастерства наблюдаются в игре всех участников. Помимо основ театральной работы чувствуется фирменная отдача молодёжного театра, глубокое понимание роли, чем отличаются также известные актёры этого театра Адиль Ахметов и Даурен Сергазин в своих кинопроектах, которые они часто спасают.
Продуманная хореография, выразительность движений и точные мизансцены в фильме напоминают лучшие постановки театра, такие как «Ревизор» или «Жибек». Однако несомненным достоинством картины, как и в театре «Жастар», является вокал. Чистые голоса, интересные тембры, глубокие контральто и мягкие тенора и баритоны, несомненно, должным образом влияют на восприятие зрителя. С экрана мы слышим не песни 60-70-х годов, а интересные современные интерпретации. Все композиции ВИА «Дос-Мукасан» хочется заново переслушать, так разве не в этом суть?!
Своим сравнением фильма с творчеством талантливого театра я ничуть не умаляю работу создателей кинокартины. Наоборот, я увидела в фильме лишь лучшие проявления актёрской игры. «Номенклатурные» роли декана и преподавателей университета, Динмухамеда Конаева, Шамши Беркимбаевой кажутся нам не картонными и нафталинными, мы видим на экране реальных людей. Это передаётся незаметно для зрителя через интонацию, почти невидимое движение плеч, рук, мимику и речь, но тем самым создаёт тот самый живой человеческий образ.
Во второстепенных ролях мы видим людей, которые были в жизни ансамбля не просто мимолётными образами. Тем досаднее воспринимается образ главного антагониста фильма. Мы ни в коем случае не критикуем работу Абильмансура Серикова, сыгравшего Жараса, но мы видим в его образе недостаточную проработку. Герой действует на протяжении всего фильма с одной лишь мотивацией, которая выдана в диалоге с Досымом. От этого его образ кажется блеклым и плоским. Не может всё плохое из ушедшей эпохи заключаться в одном человеке. Его мотивы ясны, но этого недостаточно, чтобы верить герою.
В целом, фильм удался, мы увидели историю создания прекрасного коллектива, ставшего брендом страны. Казахский «Битлз» действительно заслуживает того, чтобы встать в ряд с известнейшими личностями в галерее казахстанского кино.
Камила Габдрашитова, киновед.
Фото: kazakhcinema.kz.