Почему для копродукции необходима общая драматургия и зачем нужно возрождать общее прокатное пространство в странах СНГ, читайте в интервью с кинорежиссёром, киносценаристом, продюсером, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Джахангиром Касымовым.
Как Вы относитесь к копродукции и есть ли у Вас опыт съёмок в сотрудничестве с кинокомпаниями других стран?
Да, был такой опыт. Например, над исторической кинокартиной «Ибрат» мы работали вместе с египетской студией. Мы отсняли небольшие эпизоды в Турции, а почти половину картины — в Каире. Египетская студия не только помогла в съёмках картины, но ещё и в продвижении: показывала её на государственных каналах.
Также до этого я снимал фильм «Назира», и турецкая компания купила лицензию на его прокат, сделала перевод. Фильм и сейчас показывают по телевизионным каналам в Турции.
А был опыт копродукции на постсоветском пространстве?
На постсоветском пространстве — нет, но мы часто работаем с известными казахскими каскадерами Nomad. И сейчас мы вместе делаем проект, где я являюсь художественным руководителем. Он называется «Великий Амир Тимур и Донна Мария». Там они принимают непосредственное участие, выполняют все каскадёрские трюки. Ещё совместно с турецкой компанией мы снимаем фильм «Кангара».
Что касается копродукции на постсоветском пространстве, — при мне недавно снимали картину «Узбечка» с кинематографистами из Беларуси. До этого выходила картина Джахангира Ахмедова, моего тёзки. Называлась она «Илхак», тоже снималась совместно с Беларусией.
Почему так мало совместных работ?
Должна быть определённая тема, которая бы заинтересовала обе страны. Почему появилась картина «Илхак» Джахангира Ахмедова? Потому что герой — из кишлака под Ташкентом — воевал в Беларуси. Фильм основан на реальной истории одной семьи. У женщины было девять сыновей, ни один из них с фронта не вернулся. Про это сняли картину. И когда этот сценарий представили «Беларусьфильму» (в той стране была подходящая локация), киностудия заинтересовалась и включилась.
Иными словами, для копродукции должны быть основа, драматургия?
Безусловно. Сейчас выходят на связь продюсеры с предложениями о совместной работе. Например, ведутся переговоры с «Азербайджанфильмом», там есть Ильчин Муса-оглы, режиссёр, сценарист, мой друг. И он мне сказал, что есть совместный узбекско-азербайджанский проект. Спросил: «Ты мог бы поддержать?» Конечно, мы можем поддержать ради искусства, но главное — должна быть заинтересованность узбекской стороны. Я уточнил, какой она может быть? И тогда он ответил, что действие происходит в узбекском кишлаке. Он у меня спросил названия узбекских горных кишлаков, географические координаты селений. Я помог ему в этом и ещё несколькими советами. Ведь, несмотря на то, что у нас близкая религия и обряды, могут быть различия в деталях жизни. Я не знаю, о каком проекте шла речь, но он сказал, что действие фильма происходит в горном кишлаке, засыпанным снегом, оттуда не могут спуститься люди. Я думаю, что мы будем продолжать двигаться с его командой к совместной работе.
Во время Международного кинофорума национальных кинематографий стран СНГ «Золотая арка» мы много говорили о советском прокате и его преимуществах.
Да, это была очень мощная организация, государство в государстве. Самой прибыльной отраслью после продажи спиртных напитков считалось кино. Существовало, наверное, более 300 000 кинотеатров. Были передвижные киноустановки: приезжали в кишлаки, показывали индийское, узбекское, русское, грузинское, казахское, киргизское кино. Благодаря этому прокату мы смотрели фильм «Невеста» «Туркменфильма», знаменитый казахский «Менің атым Қожа» Абдуллы Карсакбаева, грузинские короткометражки, русские картины (от Рязанова до «Кавказской пленницы» Гайдая, Шукшина, того же Тарковского.) Понимаете, мы смотрели!
Были огромные кинотеатры, где показывали индийские фильмы, но работали ещё и кинотеатры маленькие, где мы смотрели Тарковского и Феллини. Например, в кинотеатре «Пионер» было порядка 150 посадочных мест. Но главное, что люди смотрели кино!
Как дело обстоит с прокатом в зарубежных странах? И как обстоят дела там с поддержкой киноиндустрии государством?
Хочу привести в пример поддержку кинематографа во Франции. 70% проката там занимают голливудские фильмы, но 30% приходится на французские — это обязательное требование, которое выдвинули частным прокатчикам.
Государство стало распоряжаться дотациями, чтобы помогать прокатчикам. Потому что у прокатчиков возник логичный вопрос: кто будет возмещать убытки, если на американских фильмах будет аншлаг, а французские не соберут и половину зала? Допустим, в день конкретный кинотеатр должен зарабатывать 1 000 долларов, а поступило 300. В таком случае разницу в 700 долларов доплачивают из Фонда поддержки кино. Кроме того, те, кто привозит американское кино, платят налог в Фонд поддержки французского кино. По-моему, Франция — единственная страна с такими мерами поддержки.
А в Китай, например, ввозят только 10% американских картин. В приоритете у них в прокате кино собственного производства.
Мы же, Европа и Центральная Азия, не можем соперничать с Голливудом, поскольку не получится и 50% своих фильмов поставить в прокат. Инфраструктура не настолько развита.
Выходит, надо создавать общее прокатное пространство стран СНГ?
Я думаю, что надо. Когда СССР разрушился, когда Узбекистан, Казахстан, Беларусь стали независимыми, прокат разъединился. Не стало центрального.
Тем более, как в Узбекистане, так и в Казахстане недостаточное количество населения для прибыльного проката.
Конечно. Когда не стало Советского союза нашим государственным прокатчикам-кинотеатрам нечего было показывать. Они просто пустовали. И потом задались вопросом: для чего это здание стоит? Кинотеатры налоги не могли платить, даже зарплату механикам, уборщицам, директору, бухгалтеру не давали. Здания стали переоборудовать, начали делать из кинотеатров рестораны и кафе…
Я помню, когда кинотеатры превратились в торговые центры.
Совершенно верно. Но сейчас, если вы открываете торговый центр в Узбекистане, у вас должно быть минимум пять кинозалов. Обязательно на верхнем этаже.
Это регулируется законодательно?
Да, и они обязаны ставить кино, но какое именно — это на усмотрение предпринимателя. Конечно, он будет кассовое кино ставить в прокат, мейнстрим.
Это большая проблема на постсоветском пространстве. И мы в этом плане проигрываем голливудскому кино.
Да, но, к примеру, в 2000-м году у нас был бум узбекского кино. Знаете, что сейчас в Казахстане частные картины смотрят? В тот период у нас было то же самое. Шли низкопробные картины на узбекском языке на тему семейных отношений, про любовь девушки и парня из разных социальных слоев. Такие драмы были интересны, и на них люди начали ходить. Тогда американское кино было менее востребовано, потому что молодёжь к нему ещё не привыкла. Сейчас, к сожалению, этот поток закончился. Всё потому, что американские производители начали привозить цифровое оборудование, объемный звук 5.1. Узбекские картины не смогли конкурировать уже в техническом плане.
Спасибо за интервью.
Записал Талгат Тайшанов.
На фото — участники круглого стола «Сотрудничество киношкол стран СНГ в сфере производства студенческих фильмов и организации студенческих кинофестивалей», который проходил в рамках Международного форума национальных кинематографий «Золотая Арка» им. Рустама Ибрагимбекова.