В столице Таджикистана стартовал кинолекторий, посвященный 80-летию Победы. В него вошли лучшие фильмы, снятые в разные годы и на разных национальных студиях. Первой кинолентой стала легендарная «Летят журавли» Михаила Калатозова.
Первой кинолентой стала легендарная «Летят журавли» Михаила Калатозова. Показ был организован в сотрудничестве с киноконцерном «Мосфильм» в рамках цикла мероприятий, приуроченных к 80-летию Великой Победы.
В 1958-м фильм «Летят журавли» стала первой и единственной советской кинокартиной, получившей главный приз Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь».
Лента режиссёра Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского в корне изменила привычные представления о возможностях кинематографа. Фильм признан шедевром, включен в киноантологии, эпизоды, ставшие хрестоматийными, тщательно разбираются в учебниках по киноискусству.
«Летят журавли» — кино в первую очередь о любви: история советской девушки Вероники, чей жених Борис погибает на фронте, а она сама вынуждена выйти замуж за нелюбимого.
Пьеса Виктора Розова «Вечно живые», по которой был снят «Летят журавли», пролежала «в столе» почти тринадцать лет: написана в 1944-м, а опубликована только в 1957 году. Трудно сказать, что нашел склонный к романтической патетике режиссер в скромном бытовом сюжете Виктора Розова, однако, прочитав пьесу, Калатозов пришел к автору с предложением вместе написать сценарий, адаптировав историю для кино. Сюжет пьесы постоянно менялся, обрастал новыми линиями и эпизодами. Появилась сцена бомбежки Москвы, гибель родителей Вероники, спасение героиней ребенка на мосту и смерть Бориса.
Оператор-постановщик Сергей Урусевский с помощью кинокамеры смог передать самые глубокие душевные движения героев, доказав, что «и любовь, и ненависть, и радость можно выразить самим изображением в сочетании с движением, ритмом, светом и главное — внутренним ощущением, горением, творческой взволнованностью оператора-художника».
Работа Урусевского над «Летят журавли» превзошла все ожидания. Ручная камера со сверхширокоугольным объективом 18 миллиметров в непрерывном движении создавала ощущение полёта, отразившегося в названии. Почти для каждого значимого эпизода оператор создавал новые конструкции. Так, ставший классическим операторский прием — съёмка на круговых рельсах — был придуман именно Урусевским для сцены гибели Бориса.
Алсу Башманова.