Пандемия COVID-19 нанесла по киноиндустрии во всём мире сокрушительный удар. Кинотеатры по всей стране в зависимости от эпидситуации то закрывались, то вновь открывались. Со временем мы все адаптировались к новым условиям жизни. Однако, вопросы остались.
Культура просмотра — традиционная форма кинотеатров — это культура коллективного просмотра фильма, в процессе которого зритель ощущает себя частью общества, находящегося в зале. И этот опыт носит социальный характер, нежели личный. Один и тот же фильм, просмотренный в разных условиях, может восприниматься зрителями совершенно по-разному. Кинозал создает особую атмосферу для своей аудитории, в этом состоит его специфика и уникальность.
Однако COVID-19 вынудил человека внести изменения во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и искусства — по всему миру, в том числе и в Казахстане, были закрыты театры, кинотеатры, концертные залы, музеи и картинные галереи, выставочные салоны.
Кинотеатры Казахстана в первую волну коронавируса закрылись самыми первыми — 13 марта 2020, в пятницу, в тот самый день, когда новое заболевание официально пришло в Казахстан. Жизнь общества приобрела совершенно новое качество, новый формат — жизнь онлайн.
На протяжении всей истории человечества появление новых средств коммуникации и способов производства приводило к гибели старых. Это общеизвестный факт. К примеру, распространение телевидения и видео заставили многих писателей говорить о смерти кино в 1980-х годах. Сегодняшняя ситуация с пандемией ещё больше укрепляет эти дискурсы о гибели кино и кинотеатров.
Хотя даже в такой ситуации могут быть и выигравшие, а именно телевидение и стриминг. Любое направление человеческой жизнедеятельности развивается в зависимости от потребностей общества. Киноискусство шагнуло в онлайн и довольно смело и масштабно там существует. В первую очередь, это связано с тем, что люди нуждаются в кино постоянно. А кинематограф довольно быстро осваивает цифровое пространство.
Мы провели интерактивный опрос о том, как повлияла пандемия коронавируса на зрителей и культуру просмотра кино. В контексте исследования были заданы два вопроса. Первый — это насколько изменились привычки аудитории во время пандемии и вернуться ли зрители в кинотеатры после пандемии? И второй, могут ли стриминговые платформы заменить традиционный метод просмотра фильмов для казахстанской аудитории?
В интернет-опросе приняли участие 77 человек в возрастном диапазоне от 25 до 30 лет. Каковы результаты опроса?
Большинство участников предпочитают смотреть фильмы в кинотеатре. В первую очередь, ради качества изображения и звука. Опыт просмотра фильма вне кинотеатра представляет собой индивидуальный опыт просмотра. Ожидания от этого просмотра занижены по сравнению с кинотеатром. Интерес зрителей к онлайн-платформам увеличился во время пандемии. Однако кинотеатр предпочтительнее из-за ширины экрана и качества звука.
Участникам опроса был задан вопрос об опыте посещения кинотеатра во время пандемии и 70% ответили, что не имели подобного опыта, 30% ответили, что посещали кинотеатр.
Отказ от посещения кинотеатра во время карантина участники объясняют рядом причин: высокая стоимость билетов, боязнь большого скопления людей, отсутствие интересных фильмов, предпочтение стриминговых платформ. Похоже, что интерес зрителей к кинотеатрам в Казахстане снизился. И дело здесь не только в увеличении количества цифровых каналов, стриминговых платформ, а в некоторых негативных условиях, вызванных эпидемией (цены на билет, выбор фильмов и т. д.).
Все участники опроса смотрят фильмы вне кинотеатра. Наиболее широко распространенными платформами для просмотра фильмов являются бесплатные.
Влияние экрана на восприятие и впечатление от увиденного фильма очень важно. Из-за прямого подключения к интернету и онлайн-платформам экран компьютера является наиболее предпочтительным видом для просмотра фильмов вне кинотеатра. В большинстве случаев аудитория предпочитает смотреть фильмы с помощью смартфонов, так как он портативен. Далее следует экран телевизора с высоким разрешением.
Участники опроса не прерывают просмотр фильма в кинотеатре за исключением основных нужд, но при просмотре фильма вне кинотеатра они часто делают перерывы, либо откладывают просмотр. Зрители, которые привыкли потреблять короткий контент на таких платформах как TikTok, Instagram, Youtube также сокращают фильмы, разделяя их на части.
В нашем обширном опросе мы искали ответ на главный вопрос — по каким причинам зрителей интересует поход в кинотеатр? Некоторые респонденты ответили, что в кино ходят для того, чтобы избежать жизненных проблем и отождествить себя с персонажем фильма. Кризис, который переживает сейчас человечество имеет двоякую составляющую: с одной стороны, биологическая угроза нового вируса с ужасными последствиями для здоровья населения; с другой стороны, тревога, страх и беспорядочные эмоции также угрожают душевному равновесию и спокойствию, необходимому для того, чтобы справиться с такой серьезной проблемой. В этой ситуации фильмы, телесериалы могут хоть на время избавить человека от навязчивых мыслей. Во время кинопросмотра он забывает о своей жизни. Более того, он идентифицирует себя с киноперсонажами.
На вопрос «Смогут ли стриминговые платформы занять место традиционного кинотеатра?», 44% опрошенных ответили «Да», 33% ответили «Нет», 17% «Возможно», и оставшиеся 6% «Нет мысли».
Анализируя полученные ответы участников опроса, приходим к выводу, что кинотеатры потеряют часть своих зрителей, но люди будут продолжать нуждаться в походах в кинотеатры. Помимо просмотра фильмов, кинотеатр предлагает ряд других возможностей, и общение стоит не на последнем месте. Однако, чтобы окончательно вернуть зрителя в кино, отрасли нужна стабильность.
Фариза Танаева, докторант Университета Мармара (Стамбул, Турция).