Как удавалось киноведу и кинокритику Бауыржану Рамазанулы Ногербеку подготовить сильные педагогические кадры, искренне любящие национальный кинематограф? Подробнее о методах мастера — в нашем материале.
Бауыржан Рамазанулы использовал разнообразные методы в обучение: обсуждение, дискуссия, написание письменной работы, ролевая игра, семинар-кинофестиваль и многие другие. Каждый из методов часто видоизменялся или уточнялся в соответствии с определенной темой, конкретным фильмом.
Лекция: на самом интересном месте!
Бауыржан Рамазанулы успешно использовал лекцию как метод образования. Несмотря на то, что лекция предполагает активность педагога и некоторую пассивность студентов, ему удавалось заинтересовать студентов темой и замотивировать к дальнейшему её изучению.
Читая лекцию, он всегда находил самое интересное место в ней и именно на нем заканчивал свой монолог. Дальше, естественно, у студентов возникал интерес к самостоятельному изучению темы. Занятие заканчивалось вопросами, на которые студенты должны были ответить на следующем занятии. Данные вопросы являлись одновременно и планом, по которому студенты могли изучить тему.
Просмотровый семинар: что будет дальше?
Просмотровый семинар — это групповые занятия, на которых студенты смотрят фильмы, связанные с темами, изучаемыми на смежных дисциплинах, к примеру, «История мирового кино», «История казахского кино» или «Мастерство критики».
Известно, Бауыржан Рамазанулы настаивал на включении дисциплины «Просмотровый семинар» в рабочий учебный план киноведов на протяжении всего учебного периода, так как профессионализм будущего киноведа напрямую зависит от его «насмотренности».
При этом он никогда не допускал невнимательного просмотра. Для этого у него было несколько приемов. Например, он мог неожиданно остановить фильм и спросить, что будет дальше. Так интерес студентов к фильму возрастал, все смотрели, чтобы узнать, кто же оказался прав, чей прогноз был верен. Также он мог в конце фильма или на определенном моменте остановить фильм и спросить, каким был первый кадр. Так он проверял внимательность студентов на занятии.
Чтение вслух
Одним из педагогических методов Бауыржана-ага являлось то, что студенты всегда вслух зачитывали свои письменные работы перед одногруппниками. Часто после прочтения текста Бауыржан Рамазанулы предлагал самим студентам оценить работы друг друга. Как ни странно, в подобной оценке все студенты были предельно честны. Таким образом, анализ являлся обязательной частью на занятиях по мастерству критики.
Обсуждение, где все равны
Фильм рассматривался студентами с разных ракурсов, у каждого было право голоса и своя уникальная точка зрения. В этом плане нужно сказать о позитивной атмосфере на занятиях: студенты никогда не боялись ответить неправильно. Преподаватель при обсуждении задает наводящие вопросы, связывает схожие точки зрения, делает акцент на противоположных мнениях, чтобы студенты сами решили, где истина.
Дискуссия: кому понравился фильм?
Дискуссия могла проводиться как в устной, так и письменной форме. Сразу после просмотра Мастер задавал вопрос: «Кому понравился фильм?». Таким образом, можно быстро разделить группу на две команды. Каждая команда, в зависимости от того, нравится ей фильм или не нравится, должна была доказать, плох фильм или хорош. Каждая команда выступала поочередно, в конце дискуссии педагог-судья или специально вызванный на это занятие другой преподаватель или студент (иногда даже не киновед) решали, какая команда была убедительнее.
Писать и не бояться
Написание письменной работы (рецензии, проблемной статьи, курсовой работы)
было важной ступенью в изучении профессии. Рецензии, к примеру, мы писали каждый день на любом из спец. предметов, неважно, была это теория кино или просмотровый семинар.
Бауыржан Рамазанулы никогда не высказывался о наших «сочинениях» резко. Он говорил о наших недостатках, но также всегда хвалил за что-то хорошее. Таким образом, студенты учились не бояться писать, что очень важно для любого искусствоведа.
Ролевая игра: защита авторской позиции
В данном методе обучения одному или нескольким студентам предлагалось выступить в качестве режиссёра фильма, оператора или автора сценария. Избранные «режиссёры» должны были защитить свою позицию, оправдать неточности и пояснить некоторые моменты фильма. Как правило, ролевая игра проводилась устно. Мастер всегда помогал проигрывающей стороне, давал советы или задавал наводящие вопросы.
Семинар-кинофестиваль: жюри могут всё
Семинар-кинофестиваль – очень интересная форма проведения занятия. Она использовалась при изучении киноальманахов. После внимательного просмотра студенты должны были выступить в качестве жюри кинофестиваля, где конкурсантами были просмотренные короткометражные фильмы. Педагог называл номинации и уходил. Во время его отсутствия студенты, работая вместе, должны были прийти к единому мнению и доказать свою точку зрения.
Игра в ассоциации
Метод ассоциативного эксперимента, получивший широкое распространение не только в психологии, но и в киноведении, наиболее часто использовался на дисциплине «Теория кино», которая достаточно сложно усваивается, если вести её сухо.
При изучении новой темы (фильма, события, личности) преподаватель предлагает студентам найти слова, которые более точно, по их мнению, определяют её суть. На первый взгляд, данный метод является незначительным, хотя на самом деле происходит связывание нового материала на основе ассоциативного восприятия студентов.
Студент как центр обучения
Говоря о современной педагогике, мы не можем не сказать об актуальном студентоцентрированном подходе. В педагогической деятельности Бауыржана Ногербека он был основополагающим, в основе которого лежит направленность всего образовательного процесса на студента, который сам решает, как ему учиться.
Большая роль здесь отдана индивидуальному учебному плану. При определении темы, интересной для каждого отдельного студента, Буыржаном Рамазанулы учитывались особенности характера, психологический тип личности, усидчивость, знания и другие возможности обучающегося.
Список методов обучения Бауыржана Рамазанулы Ногербека не заканчивается вышеназванными. Мы описали лишь основные и наиболее интересные. Казалось бы, методы и приёмы очень простые, но эффективность их — 100 %!
К. Габдрашитова.