Шакен Айманов и эпоха первопроходцев

Одно из ключевых имён в казахском кино — Шакен Айманов. Личность многогранная: талантливый самородок, музыкант-импровизатор, щедро одарённый от природы актёр театра и кино, один из первых казахских кинорежиссёров, основатель киностудии «Казахфильм», которая поныне носит его имя. 

В 2014 году, к 100–летию классика казахского кино на киностудии «Казахфильм» имени Ш. Айманова был снят документальный фильм «Шакен Айманов: человек и легенда». Режиссёр-постановщик фильма Булат Нусимбеков рассказал о том, каким он увидел великого мастера казахского театра и кино.

О Шакене Айманове написано немало книг, статей, снято фильмов.  Кажется, что о нём известно всё.  Чем Вас привлекла личность Айманова?   

Фильм о Шакене Айманове для нашей творческой группы — логическое продолжение документального цикла о классиках казахского кино. До этого я снял документальный фильм о кинорежиссёре Мажите Бегалине «Когда душа не может молчать», затем «Война и мир Султана Ходжикова». Получился триптих, трилогия о первопроходцах казахского кино. Это три современника, три соратника, которые жили и творили в одно время. Их даже можно было назвать друзьями. Особенно тесно дружили Мажит и Шакен. И, конечно, работая над фильмами о Бегалине и Ходжикове, я не мог обойти тему личности Шакена Айманова.

Мы собрали богатый фотоархив, нашли уникальные кадры кинохроники той эпохи, которую сегодня называют «тоталитарной». Но для них это было счастливое время, потому что, несмотря на партийный, идеологический диктат, им повезло быть первопроходцами национального казахского кино. А на долю Шакена Айманова выпал самый трудный период становления киностудии «Казахфильм», и он стал тем стержнем, который объединил кинематографические силы нашей страны, воспитал блестящую плеяду кинодеятелей Казахстана. Это был человек эпический, как говорили о нём современники.

«Шакен Айманов: человек и легенда». Что хотели Вы сказать этим названием?

О Шакене Айманове рассказывали и до сих пор рассказывают много историй, серьёзных, забавных, правдивых и полумифических. Он вырос на народных легендах, воспитан на подмостках народного театра и сам стал народным героем, оброс легендами и мифами.  Так часто случается с большими талантами, которых народ почитает и при жизни, и после смерти. Нам хотелось рассказать о Шакене-ага как о живом человеке, показать его таким, каким он был в минуты радости и во времена испытаний. Таким, каким его знали современники. Поэтому о личности Шакена Айманова рассказывают близкие ему люди. Среди них народный артист СССР и Казахстана, его зять, его ученик Асанали Ашимов, народная артистка СССР и Республики Казахстан Бибигуль Тулегенова, деятели казахской культуры Хабиба Елебекова, Ермухан Обаев, которые играли с ним на одной сцене, поэт и кинодраматург Олжас Сулейменов и многие другие. 

Своими воспоминаниями поделились известные российские кинорежиссёры Марлен Хуциев и Андрон Кончаловский.  В архиве киностудии мы нашли запись воспоминаний Григория Чухрая. Известный кинорежиссёр, друг Шакена Айманова, напомнил о случае, который произошел в 1963 году, во время III Московского кинофестиваля. Решался вопрос — кому присудить Большой приз фестиваля. Госкино СССР настаивало — награда должна остаться в советской стране.  И выдвинуло претендентом на Главный приз один из советских фильмов. Мнение международного жюри разделилось. Половина его членов отстаивала картину Феллини «Восемь с половиной». Сегодня бытует мнение, что именно голос Шакена Айманова стал решающим, благодаря ему главная награда фестиваля досталась Фредерико Феллини.  Но Шакен Айманов был партийным человеком, он не мог рисковать своей карьерой. Он не голосовал за Феллини, воздержался, но чисто по-человечески поддержал Григория Чухрая, председателя жюри. Об этом российский кинорежиссёр писал в своей книге «Моё кино»: «Шакен Айманов, прекрасный актёр и режиссёр, сравнил фильм Феллини с современным самолётом, а остальные фильмы — с телегами…». Кто-то скажет, что Шакен-ага смалодушничал. Но время было такое. Григория Чухрая после этой истории с Феллини отстранили от кинофестиваля, ему долго не давали работать в кино, а Шакена Айманова вычеркнули из списка на получение ордена Ленина. 

Как Вы считаете, почему именно 60-е годы стали «золотым веком» казахского кино?  Почему так много талантов появилось в это время?

Всё началось с «хрущевской оттепели», когда люди перестали говорить шёпотом, когда стало тесно на кухнях и люди шли на площади слушать стихи Рождественского, Вознесенского, Евтушенко и Олжаса Сулейменова.  Это было время, когда людям дали чуть-чуть свободы. И этого «чуть-чуть» хватило, чтобы Мажит Бегалин создал свой лучший фильм о простых людях «Следы уходят за горизонт», Султан Ходжиков взялся за историческую эпопею «Кыз-Жибек», которую ещё никто не превзошёл в казахском кино, а Шакен Айманов снял первый казахский боевик «Конец атамана».  Феномен его личности в том, что он притягивал к себе талантливых людей, он видел перспективы роста, развития молодых дарований. Для Айманова важнее всего были человеческие связи, общение, поэтому он объединял кинематографистов всего Советского Союза, людей разных народов. И в этом была его сила.

У нас есть немало личностей мирового уровня. Это Каныш Сатпаев в науке, в кино — Шакен Айманов.  Мы должны гордиться им, помнить о нём и стараться сохранить его наследие, в том числе и Дом кино, и киностудию «Казахфильм», которые были созданы при его живом участии.

Нургуль Тусупбекова.

Шакен Айманов и эпоха первопроходцев

Pro Production

Пролистать наверх