Бывшие студенты казахстанских киновузов — о жизни после получения диплома.
Есть ли жизнь после диплома? Именно такой вопрос часто задают студенты. Казахстанские киновузы и киношколы выпускают десятки и сотни молодых специалистов каждый год. Но многих волнует, смогут ли они после обучения быть востребованными по специальности?
Мы задали бывшим выпускникам три вопроса. Как сложилась жизнь после получения диплома? Каких профессиональных высот достигли они на сегодня? И чтобы изменили в отечественном кинообразовании на основе нынешнего опыта, что добавили бы в программу обучения, а что, наоборот, убрали и почему?
Айдос Сейітжан, выпускник курса «Режиссура игрового и документального кино»:
«Мы были первыми выпускниками-режиссёрами КазНУИ. Конечно, поначалу казалось, что ты начнёшь сразу снимать фильмы, заниматься бурной творческой деятельностью. Но потом приходит понимание, что существует очень много уже действующих режиссёров, которые стоят в очереди, чтобы запустили свои проекты. В итоге меня это привело к тому, что я перешёл с игрового на документальное кино, так как оно гораздо менее затратно в финансовом выражении. Сегодня я влюблен в документальное кино и очень рад, что всё так обернулось.
В этом году я завершаю монтировать свой первый полнометражный документальный фильм «Вторая постановка». Веду на ютуб-канале нашего университета видеоподкаст «Кинобеседы», долгие годы модерирую киноклуб «KinoMuza» и вот уже четвёртый год занимаюсь педагогической деятельностью, являюсь куратором мастерских режиссёров документального кино.
Мне очень нравится педагогическая деятельность, так как она помогает, в первую очередь, самому преподавателю хорошо развиваться в своей сфере.
Я сторонник позитивной педагогики. Подход основан на том, что личность и когнитивные способности обучающего развиваются лучше, когда хорошее настроение и радость сопутствуют учебному процессу. Образовательная система должна создавать на учебном месте позитивный эмоциональный фон. Ещё одной большой опасностью современного времени я считаю цифровую зависимость, и поэтому стараюсь на лекциях и показах ограничить использование гаджетов студентами».
Дайана Ибраева, выпускница курса «режиссура Кино и ТВ»:
«После университета я поступила на магистратуру в New York Film Academy по программе «Болашак», и у меня произошла смена специализации: с режиссуры ТВ на режиссуру игрового кино. По специальности я не смогла работать, так как у меня сложилось впечатления что, на ТВ мало возможности для авторства. Работать с голыми фактами мне было неинтересно.
Мои короткометражные фильмы становились участниками и победителями различных кинофестивалей. «Символ веры» участвовал в Watersprite Film Festival (Великобритания 2020), First-Time Filmmaker Sessions (США 2019), The Lift-Off Sessions (США 2019), Rome Prisma Film Awards (Италия 2019), Belgaum International Short Film Festival (Индия 2019), Riverside Short Film Festival (США 2019). А короткометражка «Прямой эфир» стал победителем на кинофестивалях Independent Shorts Awards (США 2019) и Genre Celebration (Японии 2020) в номинациях лучший научно-фантастический короткометражный фильм и лучшая мужская роль.
В кинообразовании, на мой взгляд, нужно убрать мастерские. Во-первых, студенты не должны на протяжении четырёх лет получать знания только от одного педагога. Это не продуктивно. Педагоги повторяют информацию, от чего студентам становится скучно. Во-вторых, бывают моменты лоббирования интересов отдельных студентов.
Кинообразование должны студенты получать в отдельном специализированном ВУЗе, так как специфика обучения, к примеру музыкантов отличается от кино. Хотелось бы больше производственной практики, а просмотры фильмов не должны быть частью урока, только как домашнее задание».
Амир Аменов, выпускник курса «Режиссура игрового кино».
«После получения диплома я переехал в Алматы и работал в качестве сценариста и второго режиссёра на разных кинопроектах. Параллельно разрабатывал свой собственный сценарий и искал разные способы его продвижения, в том числе участвовал в питчинге ГЦПНК (Государственного центра поддержки национального кино).
Во время старших курсов в университете именно такими я и видел первые годы после университета — в финансовой неустойчивости, постоянной смене проектов, переездах и мытарствах. Думаю, я был подготовлен к такой жизни нашим мастером Ерланом Нурмухамбетовым, который брал нас в качестве студентов на свои проекты и по ходу работы мы понимали как устроен быт киношника.
Что касается реализации, то выпустившись из университета я успел выступить в роли соавтора сценария и второго режиссёра проекта «Қаныш. Қазына». В августе этого года другой проект «Жылы түн, салқын сыра» был отобран как один из шести казахстанских проектов для участия в воркшопе со студентами и выпускниками Корейской Академии Кино Искусств (KAFA). А в сентябре фильм «Конокрады. Дороги времени», сценарий к которому написан Ерланом Нурмухамбетовым, Сано Синдзю и мной, получил приз «Выбор критиков».
В кинообразовании большое значение и эффективность, на мой взгляд, имеет совместная практика с мастером. От выпускников других киновузов я узнал, что у них нет таких проектов как, к примеру, съёмки альманахов, да и мастера редко их берут с собой на съёмочные площадки как это было во время моей учёбы в КазНУИ. Мне кажется что такие практики как «альманахи», «украденные сцены», которые практиковались в нашем ВУЗе, стоит обязательно поддерживать и по возможности увеличивать их количество».
Малика Байжанова, выпускница курса «Режиссура игрового кино».
«При поступлении в университет у тебя есть определенный образ того, каким ты будешь после получения диплома, но этот образ формируется ещё в юном, наивном и мечтательском уме (потому что большинство приходят учиться в 17-18 лет) — образ великого режиссёра, которым все восхищаются и за которым в очереди стоят все продюсеры, так и норовящие дать тебе как можно больше денег на твой следующий проект, а ты ещё нос воротишь от некоторых из них, потому что условия для работы не те.
Во время обучения отношение к этому образу меняется, колеблется: то кажется, что ничего не выйдет — когда ставишь на первом курсе одну постановку за другой и так и не понимаешь почему не получается, то начинаешь верить в образ гениального режиссёра с ещё большей силой, когда на третьем курсе, сняв короткометражный фильм, благодаря университету летишь на Каннский кинофестиваль и идёшь на показ фильма Джима Джармуша в зал Люмьер, а потом стоишь на Лазурном Берегу и тебе кажется, что такого быть не может, но вот он момент в реальности — ты в Каннах!
В процессе этих колебаний выводится средний показатель твоих ожиданий. Думаю, в моём случае, то, что я ожидала от университета на быстро воплощаемом в реальность уровне, я получила. Конечно, я ещё не стала выдающимся режиссёром, но университет дал мне прекрасную творческую среду, в которой заложено начало моего пути, единомышленников, с которыми в радость творить, знакомства с людьми, которые вдохновляют своим творчеством, оплачиваемую работу, которая никогда тебе не наскучит.
Профессиональные достижения на сегодня? Мои фильмы были участниками нескольких здешних и международных кинофестивалей. Уже на третьем курсе был снят фильм «Поцелуй в курилке», который стал участником кинофестивалей и в рамках одного из кинофорумов загружен на стриминговую платформу «Kinopoisk HD».
Первый семестр четвёртого курса я обучалась в Португалии по программе академической мобильности, а когда прилетела обратно в Астану, то начался карантин, который очень сильно ударил по последним годам обучения. Казалось, что теперь жить как раньше, творить как раньше, работать как раньше будет невозможно. Однако я переехала в Алматы, работала на нескольких площадках одного из лучших казахстанских режиссёров и на площадке международного сериала для национального французского канала «Canal+».
Сегодня я также живу и работаю в Алматы. В данный момент работаю ассистентом режиссёра на историческом проекте «Последний приговор», фильме о жизни известного казахского деятеля Ахмета Байтурсынова. Это та работа, которая приносит хлеб и деньги. Помимо этого, для себя, своего творческого развития, стараюсь участвовать в международных кинолабораториях, ищу идеи для своего сценария полного метра.
В кинообразовании первое, что необходимо сделать — это уделить особое внимание выходу студента на профессиональную площадку во время обучения. Думаю, мне очень повезло с мастером. Ерлан Маратович Нурмухамбетов с самого начала обучения говорил о важности практических знаний и старался всегда брать нас на свои площадки или рекомендовал своих студентов другим режиссёрам. К сожалению, не все преподаватели уделяют этому внимание. Даже слышала от некоторых студентов других творческих университетов, что иногда преподаватели запрещают своим студентам выходить на съёмочные площадки во время обучения, дабы не пропускали занятия. Очень многие студенты видят впервые профессиональную площадку только после получения диплома, что в корне неверно, так как из стен университета должен выходить специалист с уже с определёнными навыками, которые после остаётся только оттачивать.
Второе, на что нужно обратить внимание — это систематизирование знаний по предмету «сценарное мастерство», «монтаж», «цветокоррекция». Все те знания по сценарному мастерству, которые в течение трёх лет обучения сумбурно и хаотично преподавали в казахстанском киновузе, преподаватель-сценарист в Университете Лиссабона в Португалии разложил по полочкам за 2 урока по 45 минут. Конечно, я понимаю, что у нас в Казахстане сценаристов (именно сценаристов, а не режиссёров, которые сами пишут сценарии своих фильмов) не более 10 человек. Но мне кажется систематизировать эти знания и в виде определений и схем и преподать студентам может и режиссёр-преподаватель.
То же самое с монтажом. В Лиссабоне после каждого урока, изучив, к примеру, определённый монтаж, мы выполняли практическую работу: узнали про параллельный монтаж — монтируем (казалось бы, такие элементарные знания, но всё равно требуется практика), изучили интеллектуальный монтаж советской школы — монтируем. По цветокоррекции досконально анализировали каждую функцию и панель программы DaVinci. Потому что совершенствоваться можно и нужно всегда.
Однако своим годам обучения в казахстанском киновузе я благодарна. Бывало, слышала от студентов университета, что для них опыт обучения был бесполезным и печальным. Но я искренне верю, что проблема не столько в возможностях, которыми обладает тот или иной университет, сколько в том, как сильно сам студент желает воспользоваться этими возможностями.
Стоит помнить, что любой творческий университет даёт (в лучшем случае) только 5% знаний из тех, что можно получить, остальное — это прямая пропорциональность твоего желания учиться, делать и творить».
Подготовила Ирина Сарахманова.