В Казахстане много талантливой молодежи, которая своим примером показывает, что экспортным потенциалом в нашей стране обладает не только сырьевой, но и креативный сектор. О том, насколько это выполнимая задача читайте в интервью с Анарой Секеевой, деканом Школы медиа и кино AlmaU.
В Казахстане много талантливой молодежи, которая своим примером показывает, что экспортным потенциалом в нашей стране обладает не только сырьевой, но и креативный сектор. О том, насколько это выполнимая задача, наше издание побеседовало с Анарой Секеевой, деканом Школы медиа и кино AlmaU, которая готовит дипломированных специалистов по таким программам как Digital Filmmaking, New Media и Public Relation.
Айсултан Сеитов, Иманбек Зейкенов (DJ Imanbek), Nomad Stunts, Димаш Кудайберген, Скриптонит, Жансая Сапарханова, Мадибек Мусабеков, Бекзат Мырзахметов… Всех их объединяет то, что они не только смогли поднять имидж творческих профессий, но и начали позиционирование Казахстана, как страны креативной молодёжи. Теперь главное суметь правильно воспользоваться этим потенциалом. Например, помочь отечественным талантам овладеть нужными компетенциями и научиться монетизировать своё творчество.
О том, насколько это выполнимая задача, наше издание побеседовало с Анарой Секеевой, деканом Школы медиа и кино AlmaU, которая готовит дипломированных специалистов по таким программам как Digital Filmmaking, New Media и Public Relation.
Школа медиа и кино AlmaU была создана в 2021 году, но сам университет, к которому она относится, на рынке образования уже более 34 лет. Цель нового направления образовательных программ AlmaU — подготовка профессионалов, отвечающих современным требованиям и активно способствующих развитию креативной экономики в стране.
Дисциплины, которые изучают студенты Media&Film School, основаны на учебных программах ведущих школ мира, а преподаватели — специалисты с профессиональной квалификацией, подтверждённой научной или практической работой.
В основе школы лежит уникальное партнёрство AlmaU с киностудией «Казахфильм» им. Шакена Айманова» и Arizona State University.
Анара Маратовна, как Вы оцениваете спрос рынка на творческие специальности?
В этом году в Казахстане рекордное число выпускников школ, которое составляет более 170 тысяч человек. Ожидается, что в последующие годы их количество будет только увеличиваться, так как подрастает поколение периода высокой рождаемости в стране.
При этом заметно ощущается, что среди абитуриентов происходит прирост молодых людей именно с творческим взглядом на мир. Это не только мои наблюдения, коллеги тоже отмечают высокий творческий потенциал современных детей, их разностороннее развитие, намеренность, наблюдательность. Во многом этому способствуют стёртые границы в digital-среде, которую школьники с рождения осваивают через свои смартфоны.
А когда объединяются культура, наука, новизна и технологические возможности — рождается творчество. Поэтому сейчас мы живем в эпоху стремительных изменений, где творческие специальности уже набрали определённый темп и высокий спрос на рынке, а в будущем станут одним из важных драйверов экономического развития страны.
Интеллектуальные ресурсы — основной показатель конкурентноспособной страны на мировой арене, и я очень верю, что творчество будет становиться более востребованным даже в тех сегментах, в которых раннее не использовалось.
Поэтому творческие профессии обладают потенциалом для развития, в том числе через междисциплинарные связи. К примеру, с появлением социальных сетей и стриминговых платформ, а также возросшей их значимостью в пандемийный период, мы уже видим спрос на новые форматы визуального контента. Организации из разных сфер осознали необходимость уметь делать качественный, профессиональный материал. Поэтому считаю, что рынок Казахстана нуждается в специалистах, которые смогут его создавать. Причем спрос на них с каждым годом будет только расти.
А если говорить о конкретных специальностях, на которые уже вырос спрос?
Работая в области кинообразования более 10 лет, я вижу очень высокий рост количества поступающих на бакалавриат на такие творческие направления, как режиссура и арт-менеджмент.
Если говорить непосредственно о Школе медиа и кино AlmaU, то в 2021 году, когда мы только открылись, к нам на новые программы поступило более 20 абитуриента. В 2022 году контингент обучающихся увеличился в три раза.
О каких новых программах вашей школы идёт речь?
Digital Filmmaking и New Media. Университет выпускал специалистов по образовательной программе «Связь с общественностью» несколько лет, ещё до того, как появилась наша школа.
Правильно ли я понимаю, что в Almaty Management University (AlmaU) Школа — это аналог факультетов?
В постсоветских странах, говоря о школе, многие подразумевают только среднее образование, но если брать западную модель, то, например, в США «Школой» могут называть институты, колледжи и университеты.
Мы придерживаемся как раз второго подхода. AlmaU — мультикультурная академическая среда, где функционируют 8 Школ: Высшая Школа Бизнеса, Школа Менеджмента, Школа Экономики и Финансов, Школа Политики и Права, Школа Цифровых Технологий, Школа Предпринимательства и Инноваций, Школа Гостеприимства и Туризма, Школа Медиа и Кино.
Также в университете очень много других направлений, где работа ведётся в центрах: Центр Урбанистики, Центр Креативных Индустрий, Центр спортивного менеджмента, Центр развития гражданского общества, Центр устойчивого развития. А согласно стратегии развития университета до 2030 года появится ряд важных и новых направлений для образования, способствующих всестороннему развитию обучающихся.
Кроме того, для руководителей школ в нашем университете есть корпоративная образовательная программа «Школа деканов AlmaU», которая как раз является основным ядром для устойчивого развития управленческих компетенций в сложном, быстро меняющемся мире со сложными задачами.
Как вы видите, школа — это универсальное или даже глобальное определение организации, где постоянно идёт процесс интеллектуального роста. Так что в нашем случае можно сказать, что школа — это даже больше, чем факультет. Мы, школа нового формата, которая, по сути, представляет «Университет в индустрии», направленный на повышение конкурентоспособности, внедрения полноценного учебного процесса, в том числе синергии теории и практики.
Один из вопросов, который сейчас обсуждается в обществе, растянутое по времени обучение в вузах. Что вы можете сказать о творческих специальностях, сколько времени нужно, чтобы овладеть профессией?
Цифровые технологии меняют мир каждый день, и это напрямую можно наблюдать в сфере образования. Организация коммуникаций, выбор траекторий, подпись документов — всё это сегодня осуществляется онлайн, демонстрируя изменения фундаментальных процессов.
Сегодня искусственный интеллект (ИИ) может выполнять ряд задач и освободить нас от рутинной работы, тем самым открывая нам окно для новых свершений. Однако надо понимать, что пока мы спим, ИИ работает, создавая конкуренцию с самими создателями и потребителями. И здесь наша роль в стратегии развития университета состоит в том, что благодаря творчеству и критическому мышлению образовательные программы могут быть освоены за три года.
Выпускники школ нашего университета готовы работать намного раньше, демонстрируя ряд soft skills уже на 2 и 3 курсе обучения. Школа медиа и кино AlmaU не исключение. Она была создана с целью предоставления доступного качественного высшего образования, повышения квалификации и подготовки кадров по новым специальностям, а также формирования компетенций, востребованных в сфере медиа и кино.
Наша образовательная программа построена так, что практическая часть занимает большую часть обучения и ориентирована на конкретные проекты, которые в свою очередь расширяют теоретические задачи и нацелены на быстрое формирование компетенций. Так, находясь в индустрии через дуальное обучение, мы разработали трёхгодичные программы бакалавриата, что позволяет традиционным выпускникам раньше трудоустроиться и уже на третьем курсе начать окупать инвестиции, сделанные в своё обучение. Такой подход создаёт среду для творческого лидерства, путём непрерывных коммуникаций с профессионалами в своей области, а также развития личностно-ориентированного, персонифицированного образования.
Бакалавриат за три года — это необходимость сегодняшнего дня и быстроменяющегося мира, в котором знания очень быстро устаревают. Новый ритм, динамика и методики преподавания, по крайней мере, в творческой сфере — не будут помехой, а наоборот, учитывая тип мышления наших студентов, смогут дать положительный результат.
Тем более, что в последнее время международное сообщество всё чаще интересуется Казахстаном — нашей культурой, киноискусством, музыкой, достижениями талантливой молодёжи. К слову, мы всё это учитываем в академических программах и создаём условия для студентов, благодаря которым у них есть возможность встретиться с зарубежными партнёрами на уровне коучинга, стажировок, академической мобильности и совместных исследовательских или практических проектов.
К вопросу об окупаемости, насколько сложно монетизировать творчество в Казахстане?
Тут хочется начать со слов Андрея Тарковского: «Если убрать из человеческих занятий всё, относящееся к извлечению прибыли, останется лишь искусство». Понятие монетизация, бюджет, инвестиции, доходы в современном мире весьма правильный фактор, но также надо не забывать, что искусство и культура ориентированы в том числе на духовные ценности как индивидуально, так и общественно, которые не всегда можно оцифровать (монетизировать).
Также в обществе всё еще есть вакуум между поколениями. Одни хорошо понимают, что такое творческий продукт в рыночных условиях. Другие всё ещё ждут, а иногда даже настойчиво требуют финансовой поддержки своих проектов со стороны государства, и некоторые проекты на самом деле нуждаются во вложениях. При этом вторые чаще всего даже не обладают видением, как сделать результат своего творчества конкурентоспособным, поскольку произведения искусства сложно поставить на производственные рельсы, как индустриальный продукт. Возможно, нам нужно ещё немного времени на реализацию этапа «вшивания» творчества в целом в экономику Казахстана.
По данным исследований драйверами государственной и региональных экономик в нашей стране по-прежнему являются промышленность и торговля (32% от общего ВВП Казахстана). Мне же видится потенциал повышения данных показателей с участием креаторов Казахстана и СНГ.
Креативная индустрия — одна из отраслей экономики, где уже вырос спрос на профессионалов, умеющих критически мыслить, создавать и продвигать духовно-эстетические и высокотехнологичные цифровые произведения искусства, взаимодействуя с обществом и государством. Согласно действующим подходам ООН к креативным индустриям относятся 14 направлений: дизайн, искусство, мода, кино, музыка, медиа, компьютерная графика, образование и другие, основанные на интеллектуальной деятельности.
30 ноября 2021 года постановлением правительства РК была принята «Концепции развития креативных индустрий до 2025 года», которая ранее, на этапе доработки, проходила обсуждение, организованное Центром Креативных Индустрий AlmaU.
В данной концепции говорится, что доля креативных индустрий в структуре ВВП нашей страны по итогам 2020 года составила 2,3%. А на протяжении всего анализируемого периода, с 2010 по 2020 годы, вклад креативных индустрий в экономику показывает устойчивую динамику на уровне 3%.
Плюс в информационном пространстве мы видим новости, которые показывают наличие запроса в СНГ на креататоров из Казахстана. Всё чаще к творческим проектам привлекают наши таланты и профессионалов. Такая работа над проектами ограничена во времени, поэтому речь не идёт о миграции наших творческих кадров на соседние рынки, таким образом они просто экспортируют свои креативные идеи. Так что монетизировать творчество — задача не из простых, но выполнимых.
Тем не менее, как сегодня можно монетизировать творческие проекты?
Один из доступных путей монетизации своих знаний и навыков является питчинг, то есть устная или визуальная презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых его финансировать.
Хорошую возможность для этого создала Korean Academy of Film Arts. Эта ведущая киношкола Южной Кореи привезла в Алматы свой образовательный интенсив в формате KAFA Kino Lab, который был реализован совсем недавно на базе AlmaU с 19 по 23 сентября для молодых режиссёров и продюсеров. Основной целью данной лаборатории была международная копродукция и совместный девелопмент проектов.
Казахстан стал первой страной для KAFA Kino-lab после пандемии. До этого Корейская академия киноискусств проводила схожие совместные проекты с киношколами в США, Японии, Франции и Китае. Среди выпускников этой ведущей киношколы Кореи режиссёр оскароносной картины «Паразиты» Пон Чжун Хо и оператор нашумевшего сериала «Игра в кальмара» Ли Хен-Док.
Совместная организация KAFA Kino Lab in Almaty для AlmaU — стратегически важный этап. Обучение казахстанских студентов через международный девелопмент, партнёрство с лидерами в мировой киноиндустрии, возможности грантовых программ и другие формы взаимодействия создаёт им условия для освоения навыков будущего.
Школа медиа и кино работает уже второй год, почему вы решили остановиться именно на таких специальностях как Digital Filmmaking, New Media? Я не говорю о PR, так как уже отметили, что данное направление существовало до открытия Школы.
Действительно, мы начали с экспериментальных программ Digital Filmmaking и New media. Дело в том, что эти специальности хорошо интегрируются между собой. И здесь возможна качественная коллаборация студентов.
Расскажите подробнее об этой интеграции.
AlmaU практикует применение междисциплинарного подхода к разработке образовательных программ. Его основным принципом является интеграция предметов в различных направлениях подготовки для формирования дополнительных компетенций.
Примером междисциплинарного подхода можно считать образовательную программу «Game design», которую мы планируем запускать совместно со Школой цифровых технологий AlmaU на следующий академический год. Также междисциплинарный подход применяется и в подготовке майноров (дополнительные образовательные траектории), к примеру, майнор «Спортивная журналистика» будет запущен совместно с Центром спортивного менеджмента AlmaU.
Помимо названных уже образовательных программ, какие ещё есть планы?
В целом, согласно стратегии нашей Школы на 2021–2025 гг. для влияния на развитие системы и рынка образования РК планируется расширение линейки образовательных программ по направлению медиа и кинопроизводства. Я имею в виду запуск таких программ, как анимация, операторское искусство и коммуникации. Кроме того, ведётся подготовка к открытию программ краткосрочных курсов повышения квалификации, магистратуры и МBA.
Также с целью создания и развития исследовательской экосистемы в университете планируется создание Института медиа и кинематографии совместно с киностудией «Казахфильм».
При разработке образовательных программ активное участие принимают члены Консультативного Совета при нашей Школе, который состоит из экспертов из сферы медиа, кино и PR.
Многое зависит от профессорско-преподавательского состава. Кто у вас обучает студентов?
Учебный процесс у нас построен в соответствии с международным опытом, и студенты с первого курса могут окунуться в творческую атмосферу производства медиа и кино. Поэтому основной особенностью нашей Школы является интеллектуальная база в лице профессорско-преподавательского состава, представленного действующими практиками отечественной и мировой киноиндустрии и сферы медиа, а также техническое оснащение киностудии «Казахфильм», где проходит большая часть практических занятий и съёмка всех видов работ согласно учебному плану.
«Душа любого вуза, в том числе и школы бизнеса, — преподаватель». Данная цитата Озата Нурдаулетовича Байсеркеева, доцента Кафедры делового администрирования Высшей школы бизнеса AlmaU, наиболее ярко отражает наше видение в отношении самых основных людей, которые непосредственно воспитывают новое поколение креативных студентов, знакомят со знаниями и ценностями своей профессии.
В целом, AlmaU большое внимание уделяет преподавателям. Все кандидаты в обязательном порядке проходят несколько этапов собеседований конкурсной контрактной комиссии на соответствие квалификационным требованиям. Поскольку почти все профильные дисциплины по программам Школы медиа и кино практико-ориентированные либо проводятся в дуальном формате, в команду школы активно привлекаются практики, которые знакомят студентов с реальными кейсами и творчеством из сферы их деятельности и потенциальными работодателями. Можно сказать, что состав школы медиа и кино практически весь сформирован из экспертов в области медиа и PR, заслуженных деятелей искусства и культуры казахстанского кинематографа, молодых практиков с зарубежным образованием и опытом работы.
У AlmaU есть партнёр в лице Arizona State University. Каковы преимущества этого сотрудничества?
Arizona State University был основан в США в 1885 году и за последние 20 лет стал одним из лучших инновационных университетов США, он входит в топ–6 по исследованиям в национальном рейтинге США и в топ–10 в области образования в мире. В 2021 году ASU и AlmaU подписали соглашение о стратегическом партнёрстве. Преподаватели и исследователи AlmaU имеют онлайн-доступ к крупнейшему в мире репозиторию с обучающими материалами ASU, по контенту которого уже ведётся обучение.
Мы сейчас также ведём большую работу с творческими школами ASU, в частности The Sidney Poitier New American Film School и Walter Cronkite School of Journalism and Mass Communication по направлениям подготовки кадров, востребованных в сфере кинематографии, медиа и коммуникаций.
Если говорить о Школе медиа и кино, то её ключевой партнер — киностудия «Казахфильм» им. Шакена Айманова». Расскажите об этом подробнее.
Наша школа — совместный проект AlmaU с самой главной киноплощадкой страны «Казахфильм» имени Шакена Айманова. Все мы понимаем, что эта уникальная среда, с уже устойчивой системой производства фильмов и присущей только этой студии историей развития: от советского периода, до модернизации, которая сейчас планомерно проходит внутри. Особо хочется отметить месторасположения самой студии, территориально-природное окружение, где можно дышать свежим горным воздухом, смотреть на прекрасный вид гор и, конечно же, наполняясь положительными эмоциями, покорять вершины, как в прямом, так и в переносном смысле.
За совместный период работы со студией мы уже провели ряд мероприятий на зелёной территории «Казахфильма», что очень важно: празднование Наурыза и День открытых дверей в апреле 2021 года, церемония открытия Школы в мае, творческий вечер Акана Сатаева и ещё ряд интересных проектов, которые привлекают молодое поколение непосредственно на главную производственную базу казахстанского кино.
Обучение молодёжи, которая поступает на креативные программы, в самом центре киноискусства, предоставление качественного образования по международным стандартам, через эффективное управление и формирование практического и научного потенциала — это и есть особенность нашего проекта.
Если говорить о техническом оснащении, то нашим студентам доступно вся материально-техническая база киностудии: съёмочные павильоны, лаборатории, тон-студия, производственные цеха (костюмерный, реквизиторский), съёмочное и осветительное оборудование, кстати, обновлённое в этом году в рамках модернизации студии, монтажно-тонировочный комплекс. Всё это работает и доступно нашим студентам в рамках совместного проекта.
Поэтому Школа медиа и кино AlmaU — это новая среда для творческого развития и новых возможностей реализовать свой внутренний творческий потенциал и сделать образование более доступным, чтобы как можно больше студентов могли достичь поставленной цели.
Собкор.
.