Пётр Кривостаненко: «Участие в любом кинофестивале — это дополнительное образование для студентов»

О важности визуализации сценария, значении государственного финансирования в кинопроизводстве с другими странами и роли кинофестивалей в образовании молодых киноспециалистов — читайте в интервью с Петром Кривостаненко, оператором и режиссёром, доцентом факультета экранных искусств Белорусской государственной академии искусств.

Вы недавно провели мастер-класс в рамках Международного кинофорума национальных кинематографий стран СНГ «Золотая арка». Почему Вы выбрали тему «Визуализация сценария»?

Режиссёрское решение зависит именно от визуализации киносценария. На мастер-классе я рассказывал о том, что в процессе первой читки сценария активно работает воображение: организм сам визуализирует то, что мы слышим или читаем. В процессе дальнейшей работы над киносценарием есть много нюансов, но первой читке я уделяю особое внимание. Это очень важная деталь в начале работы над любой картиной, поскольку в восприятии режиссёра рождаются определенные идеи, благодаря которым он окончательно понимает, какое именно кино хочет сделать.

Как Вы думаете, почему организаторы кинофорума выбрали онлайн-формат проведения мастер-классов, и как он Вам?

Мне позвонили и попросили провести мастер-класс онлайн — я согласился. Я считаю, это очень удобный формат для обучения. Для личных мастер-классов приходится тратить минимум 3–4 дня на поездку, а благодаря выбору онлайн-варианта, удаётся успеть больше за то же время. Прочитал дополнительную лекцию, не отходя от рабочего места. Плюс ко всему, онлайн-формат даёт возможность услышать информацию гораздо большему числу заинтересованных людей. Это не аудитория, в которой поместится человек 20.

В рамках Международного форума национальной кинематографии имени Рустама Ибрагимбекова в этом году ввели такую номинацию, как студенческий дебют. Ваше мнение, как преподавателя, о её значении?

Я считаю, это очень правильно — дать молодым людям возможность показать себя, сделать первые шаги и при этом ощутить поддержку. Само участие в любом кинофестивале — это дополнительное образование для студентов. Как минимум, когда они присутствуют и смотрят работы других режиссёров, обязательно сравнивают себя. Сравнительная система всегда существует в человеке: я такой или не такой, могу я так же или не могу? Взвешивая свои достижения и недостатки, люди стараются подняться выше. Мне кажется, сравнительная система подталкивает быть лучше в учёбе.

Во время кинофорума состоялся семинар на тему «Совместное производство». Вы озвучили очень интересные мысли — я бы хотел, чтобы Вы их повторили для нашего интервью.

В совместном производстве студенческих работ очень важна роль финансирования. И в этом, в первую очередь, должно быть заинтересовано государство. Кино, визуальные виды искусства больше воздействуют на психологию человека, нежели написанная где-то информация или озвученная по радио. Если что-то написано не каждый прочитает, запомнит. А если что-то посмотрят один раз, обязательно запомнят, потому что это производит больше впечатления. Поэтому фильмы могут объединять наши народы. И этому, мне кажется, на данном этапе очень мало уделяется внимания со стороны высших руководящих властей.

Вы могли бы рассказать про ваш факультет?

Факультет экранных искусств Белорусской государственной академии искусств существует уже 11 лет. Он довольно большой. Мы обучаем режиссурё, операторскому мастерству, звукорежиссуре, сценарному делу. Есть у нас и художники кино и ТВ.

Все группы небольшие: мы набираем по 9 человек, в основном. Но всех профессий, чтобы у выпускников была возможность в дальнейшем какие-то совместные фильмы делать, чтобы завязывались какие-то отношения ещё во время учебы. После выпуска легче акклиматизироваться в мире и начинать какую-то работу, уже имея каких-то партнёров. А если мы отдельно выпустим профессионала любой профессии, он будет ходить из угла в угол, искать, а с кем познакомиться и что сделать. А если ещё не будет участвовать в таких мероприятиях, как, к примеру, кинофорум «Золотая арка», или каких-то показах, то вообще в итоге сменит профессию.

Скажите в двух словах своё мнение о белорусском кино сегодня.

Оно в упадке.

Спасибо за интервью!

Собкор.

На фото режиссёр Пётр Кривостаненко с генеральным директором Международного форума национальных кинематографий «Золотая Арка» Фатимой Ибрагимбековой.

Пётр Кривостаненко: «Участие в любом кинофестивале — это дополнительное образование для студентов»

Pro Production

Пролистать наверх