В столичном КазНУИ для выпускников кинофакультета — будущих продюсеров, режиссёров и операторов — прошёл мастер-класс известного казахстанского режиссёра Дарежана Омирбаева. Он рассказал о том, как зародилась идея для его фильма с рабочим названием «Экран моего детства», ответил на вопросы и рассказал о том, каким видит будущее киноиндустрии.
«Фильм «Балалык шак экраны» является частью французского проекта, в котором представлены фильмы о том, как сейчас функционируют кинотеатры. Как вы можете видеть, какие-то из них перепрофилированы, какие-то заброшены, где-то их вытеснили современные «Киноплексы». Мне пришла идея снять кино про кинотеатр, которого уже нет, — про клуб моего детства. Я вырос в райцентре Акколь Жамбылской области, тогда это был не совсем аул, но и не город, богатое хозяйство. Там был одноэтажный клуб 50-х ориентировочно годов постройки, где был и кинозал. Позже, в 90-е, его снесли. Но в ауле до сих пор живёт киномеханик, с которым я и решил записать интервью, а также я собрал своих одноклассников, чтобы и они поделились воспоминаниями. Я предложил французам снять такой фильм, и идею они одобрили, — отметил Дарежан Омирбаев в начале беседы. — Работа над картиной стала и для меня важной личностной вехой, я как будто окончательно попрощался с родными местами, со своим детством, когда заходил в дом, в котором жила моя семья, и в школу, где я учился».
Меланхолическое настроение картины в полной мере передало стихотворение Геннадия Шпаликова «По несчастью или к счастью//Истина проста — Никогда не возвращайся в прежние места…», которое звучит в начале картины, а также песня «Коштасым келмейдi» в финальных кадрах, снятых с дрона.
Как отметил Дарежан Омирбаев, эта работа шире, чем документальное повествование об одном исчезнувшем кинотеатре, — по его мнению, и искусство кино как таковое деградирует.
«Я уверен, что кино — это в первую очередь язык изображения. В кино первична именно визуальная составляющая, а не сюжет, сценарий. Как, к примеру, в опере — мы ходим туда, чтобы слушать музыку, а не для того, чтобы узнать, как и почему Отелло задушил Дездемону. Либретто, то есть литературная основа, отходит в данном случае на второй план. А в кино, по моим наблюдениям, зритель с этим не очень согласен — ему ближе театральные постановки. Те же самые сериалы — что это, как не оживший театр?
Мне близко утверждение Годара, о том, что в кино не нужно ничего придумывать — бери кирпичики и строй из них своё здание. Но в театрализованном кино реальность искажается. Например, в фильме «Балалык шак экраны» снято, как я веду машину по дороге в аул, и кадр построен таким образом, что меня в качестве водителя оператор Борис Трошев снял через зеркало у водительского места — так, как водителя видит пассажир. А в то же время зритель привык к голливудскому ракурсу, когда машину ставят на трек и снимают камерой через лобовое стекло. Это неправильно — никто не может видеть водителя таким образом, невозможно ведь сесть на капот во время движения автомобиля, тогда будет загорожен обзор. Это, казалось бы, мелочь, но когда их много, они искажают реальность — именно зрительского восприятия, причем проблема всемирная.
Если же вернуться к работе над фильмом, то для меня было важно передать атмосферу магии кино, в которую мы окунались в детстве. Для этого я со съёмочной группой и ассистентами создал импровизированный кинотеатр — просто поставили в несколько рядов стулья, зарядили старый проектор, но, поскольку найти для него плёнку было невозможно, то включили современное оборудование. И с наступлением темноты для пришедших на такой импровизированный сеанс моих одноклассников начали транслировать нарезку из старых фильмов, как советских, так и зарубежных: «Чингачгук — большой змей» с Гойко Митичем, «Ромео и Джульетту» Дзефирелли, «Человек-амфибия», «Фантомас» Получилось, на мой взгляд, очень душевно и ностальгически».
В заключение встречи Дарежан Омирбаев отметил, что для полноценного развития киноиндустрии в Казахстане необходимо открыть киноинститут как центр, где в одном месте будут получать образование все необходимые в кино специальности.
Наталья Корецкая.