Окупаемость большинства кинопроектов, созданных при поддержке государства, не превышает 10%

Такие данные сообщает портал finprom.kz. В чём же причина такого положения дел?

С одной стороны, привычны жалобы представителей отечественной киноиндустрии на недостаток финансирования. Например, понятно, почему средств не хватает кинематографистам, которые снимают не за счёт грантов или бюджетных средств.

Но и у тех производителей, кто получил поддержку и госбюджета, тоже не всё гладко: они не имеют средств на продвижение кино в прокате или на стриминговых платформах, а после выхода фильма уже не имеют прав на него и на большую часть прокатных сборов.

В Министерстве культуры и информации РК парируют тем, что «представители сферы зачастую не заинтересованы в производстве качественного продукта и его продвижении. Режиссёры стараются снимать картины для участия в фестивалях, ставят в приоритет свои личные творческие амбиции, забывая о запросах широкой зрительской аудитории».

В подтверждение ведомство приводит статистику по 10 картинам с господдержкой, вышедшим в прокат до 2024 года: например, фильм «Время патриотов» — рекордсмен по выделенному из бюджета госфинансированию в размере 1 млрд тенге собрал в прокате всего 137,5 млн тенге (13,7%), а самым убыточным для государства стал фильм «Жизнь» — из выделенных 500 млн тенге в прокате вернулось лишь 0,7 млн тенге (0,1%).

Примерно такие же показатели у картин «Нартай» — выделено 380 млн тенге, прокат принёс 4 млн тенге (1,1%), «Боксёр» — соответственно 900 млн тенге и 25 млн тенге (2,8%), «Акын» — 246,1 млн тенге при сборах 7,4 млн тенге (3,0%), «На старте» — 468,5 млн тенге, вернулось 15,5 млн тенге (3,3%).

Планку в 5% зрительских сборов от государственного финансирования преодолели фильмы «Лето 1941 года» — выделено 697,2 млн тенге, в прокате 40,6 млн тенге (5,28%), «Хардкор» — 300 млн тенге и 21,8 млн тенге (7,3%).

На этом фоне неплохо смотрятся показатели картины «Паралимпиец» — при дотациях 141,6 млн тенге проект принес 25,6 млн тенге (18,1%). Почти на 100% использовали государственные средства создатели фильма «Беркут», который окупился на 74,8% (выделено 340 млн тенге, собрали в прокате 254,4 млн тенге).

Рекордсменом же картин, созданных при поддержке, стал фильм «Дос-Мукасан», который окупился на 118,5% (затраченные 424,8 млн тенге принесли 508,2 млн тенге).

А вот коммерческие картины демонстрируют лучшие показатели экономической эффективности: по данным генерального директора продюсерского центра TOP PRO CINEMA Александра Аксютица, озвученным им на заседании правительства РК, за 2024 год казахстанские киноленты заработали на кассовых сборах более 22 млрд тг — на треть больше, чем в 2023-м.

Отдельные фильмы — остросоциальный хоррор «Дәстур», комедия «Брат или брак 3», драмеди «Заманback» — собрали в прокате более 1,3 млрд тг каждый.

PRP-информ.

Окупаемость большинства кинопроектов, созданных при поддержке государства, не превышает 10%

Pro Production

Пролистать наверх