По-настоящему хороший фильм складывается из талантливой актёрской игры, квалифицированной работы съёмочной группы и правильно подобранного места съёмки. Локейшн-скаутинг (локейшн-менеджмент)— работа мечты или нервный труд? О том, как и где ищут места для киносъёмок, читайте в нашем материале.
Каждый локейшн-менеджер желает знать…
…В какой локации будут находиться персонажи фильма и происходить ключевые сцены. Специалисты по подбору места для съёмок, а именно локейшн-менеджеры (локейшн-скауты), исследуют и находят идеальные места для съёмок фильма. Локации, пространства и объекты изначально формируются из сценарного материала. Возможные лирические предпочтения режиссёра или локейшн-менеджера бывают, но основные критерии формируются всё-таки на уровне сценария.
Сегодня, благодаря интернету, смартфонам и навигаторам, выбор натуры значительно упростился. Процесс происходит быстро и часто онлайн. Локейшн-менеджеры с помощью поиска в интернете или подготовленных баз находят необходимые места, едут туда, фотографируют и сразу же отсылают варианты творческой группе.
Базовые методы работы с натурой формировались в середине XX века, и режиссёр тогда (впрочем так бывает и сейчас) принимал активное участие в скаутинге, самостоятельно отправляясь в путешествие и организовывая весь процесс ещё на стадии пре-продакшна. Чаще всего режиссёр ездил в экспедицию вместе с оператором и художником-постановщиком, чтобы заранее продумывать сцены.
Как происходил поиск натуры, можно увидеть в документальном фильме Андрея Тарковского «Время путешествия», который полностью посвящён поиску локаций для съёмок «Ностальгии», первого зарубежного фильма режиссёра. На протяжении всего хронометража Тарковский вместе со сценаристом фильма Тонино Гуэррой путешествуют по Италии и ведут философские беседы о кино.
Практически все фильмы Тарковского — это настоящее пособие по тому, как искать живописные локации и работать с ними. Мрачные фантастические пейзажи для «Сталкера» нашли и доработали на заброшенной электростанции неподалёку от Таллина. А история о том, как оператор Георгий Рерберг за год до съёмки открывающей сцены «Зеркала» объяснял, какими травами и в каких местах засеять луг, стала уже легендарной.
Сейчас режиссёр в большинстве случаев следит за процессом поиска локаций удалённо, доверяя дело профессионалам, художникам-постановщикам или всё чаще локейшн-менеджерам, которые не только находят подходящие места для съёмки, но и занимаются материально-техническим обеспечением, необходимым для работы этой съёмочной площадки, к примеру, оплатой владельцам недвижимости, получением разрешений и оповещением соседей о съёмках.
Хотя и сегодня есть исключения. К примеру, Андрей Звягинцев всегда включён в процесс поиска натуры. Типичную русскую провинцию для «Левиафана» искали в 70 разных городах в радиусе 600 км от Москвы и даже в Беларуси. В итоге нашли в посёлке Мурманской области Териберке, который расположен на берегу Баренцева моря. К слову, моря в сценарии не было, поэтому историю решили подкорректировать под натуру. Впечатляющие пейзажи из фильма сделали малоизвестную Териберку популярным туристическим местом.
Важная и всегда актуальная задача при съёмках кино — найти место, которое может достоверно «сыграть» какой-либо город или страну. Это продиктовано бюджетом и логистикой: снимать в одном городе часто бывает дешевле, чем в другом, поэтому первый приходится маскировать под второй.
В любом мегаполисе, к примеру, есть районы, которые можно выдать за другие города. Советские постройки хрущёвского периода мало отличаются друг от друга, будь они построены в Москве или Нур-Султане. Как говорилось в легендарном фильме «Ирония судьбы» о безликости современной архитектуры: «Человек попадает в незнакомый город, но чувствует себя в нём как дома».
Бывает, что поиск локаций в другом городе обуславливается историческим контекстом. Вспомним, как раньше Рига «отыгрывала» почти любой европейский город — от Берна в «Семнадцати мгновениях весны» до Лондона в «Шерлоке Холмсе».
В этом же контексте можно вспомнить недавние съёмки последнего фильма Сатыбалды Нарымбетова «Долгое эхо», для которого требовалась архитектура российских городов середины XIX века, и её съёмочная группа нашла в казахстанском Петропавловске.
А иногда для кинокартины строится целый киногород. Так было на съёмках фильма «В ожидании моря» Бахтиера Худойназарова. В сотне километров от областного центра по трассе Актау-Каламкас в Мангистауской области до сих пор стоит портовый город-декорация Абаста с аэропортом, церковью, минаретом, почтой и кафе.
Дина Омарова.