Мы поговорили с оператором кино и телевидения, преподавателем кафедры «Киноискусство» Университета «Туран» Александром Костылёвым о навыках оператора, съёмках на мобильный телефон, моде на old school и кризисе классического образования.
— Вы являетесь действующим оператором и также преподаёте в Университете «Туран». Как удаётся совмещать и где, Вы чувствуете себе комфортнее — на съёмочной площадке или в аудитории?
— Да, я являюсь действующим оператором и считаю, что преподавателю это необходимо. Потому что сейчас очень быстрый темп развития мирового кинематографа, появляется много кинооператорской техники, а значит нужно постоянно следить за изменениями, чтобы оставаться профессионалом своего дела.
Как правило, кинопроекты запускаются в летнее время. Когда все экзамены сданы, и есть небольшой промежуток времени в несколько месяцев, чтобы уделить непосредственное внимание любимому делу — кинооператорскому искусству. На каждый кинопроект обязательно беру с собой своих студентов, чтобы они на съёмочной площадке, на практике, увидели как снимается кино и приобрели некий опыт.
— Какие они Ваши студенты? Глядя на них, Вы можете определенно сказать, что у нашего кино есть будущее?
— Каждый из студентов — это индивидуум, личность. Нет одинаковых студентов, они разные. У многих ребят уже с первых занятий я вижу неподдельную заинтересованность, «горящие глаза», ребята хотят заниматься. Сегодня уже есть немало молодых кинооператоров, кто сможет заменить наше поколение.
Хотелось бы отметить, что сейчас в нашу профессию приходит много девочек, это, наверное, веяние времени. И порой девочки снимают лучше, чем мальчики. Они видят картинку чуть шире, очень точно определяют моменты освещения, педантично к этому подходят.
— Существует такой скепсис, что раньше операторам не нужно было многого, но они снимали шедевры. Сейчас операторы требуют много различной техники, но шедевров уже нет. Это так?
— Технику оператора можно сравнить с красками художника: результат зависит от того, как умело они ими пользуются.
А техники много не бывает. Есть такое выражение, что оператор возьмёт весь свет, который есть в retail house и даже тот, который ещё не изобрели. Но здесь надо четко понимать задачи, которые преследует творческая группа. Киносъёмочная и осветительная техника сегодня становится инновационной и малогабаритной, появились очень интересные модели камер, простые, компактные. Будущее я вижу за диодовыми панелями и диодовым светом, который стал очень лёгким.
Оператор — это тот человек, который является глазами режиссёра, именно он первый принимает и пропускает через себя ту информацию, которая заложена творческим коллективом в сценарии.
— В последнее время молодые люди всё больше углубляются в old school — смотрят чёрно-белые фильмы, увлекаются плёночной фотографией. Почему есть такой уход в прошлое?
— У меня есть картины, которые я снимал на киноплёнку, и есть картины, которые я снимал на цифровые носители. Плёнка — это органика, а матрица — цифровой носитель. Ограническое — это живое соединение. Плёнка требует от оператора больших знаний. Поэтому увлечение плёнкой, черно-белой съёмкой — это очень хорошее веяние. Молодежь экспериментирует, не стесняется этого и идёт дальше. Как раз за такими экспериментами и получается наше новое казахстанское кино, которое в последнее время на всех международных кинофестивалях очень ценится и занимает хорошие позиции.
— Как вы относитесь к кино, снятому на мобильный телефон? Модная тенденция, даже фестивали отдельные проводят.
— Я, как и студенты, слежу за веянием новых технологий и форматов. И, кстати, в моей учебной программе, есть даже задание для студентов, которое называется «Вертикальное видео». Безусловно, работать в таком формате операторам сегодня нужно уметь. Какое будущее будет у кинематографа, мы пока не знаем. Может оно будет вертикальным?..
— Есть такое мнение, что в классическом кинообразовании сегодня кризис: среди ярких дебютантов очень мало выпускников известных вузов, большинство последних идут в смежные профессии, но не остаются в кино.
— С приходом новых цифровых технологий съёмка видео стала доступна для большинства. Поэтому ребят, которые хотят получить именно профессию оператора и ей жить, сегодня мало. Но они есть. К тому же в учебном процессе мы ушли от фотохимического процесса, когда студенты снимали на плёнку, сами её проявляли, и это был очень важный момент становления специалиста. Сейчас благодаря цифровым технологиям съёмка стала быстрее, но при этом не хватает осмысления того, что ты делаешь.
— Что обязательно должны знать операторы, чему они должны учиться?
— В первую очередь, у оператора должна быть техническая грамотность. Но и творчество никто не отменял. Оператор — это творец. В погоне за экспериментами нельзя забывать про классическое понимание операторского искусства.
Для оператора также важна надсмотренность, которая очень влияет на формирование студента, в каком направлении он будет двигаться дальше. В нашей профессии ведь можно быть не только оператором-постановщиком игрового кино, но и оператором документального кино, видеоклипов, новостных репортажей.
— Ваши пожелания начинающим операторам?
— Не нужно бояться, надо идти вперёд к осуществлению своих планов и задумок.
Интервью записал Талгат Тайшанов.