Александр Костылёв: «Оператор — это творец»

Мы поговорили с оператором кино и телевидения, преподавателем кафедры «Киноискусство» Университета «Туран» Александром Костылёвым о навыках оператора, съёмках на мобильный телефон, моде на old school и кризисе классического образования.

Вы являетесь действующим оператором и также преподаёте в Университете «Туран». Как удаётся совмещать и где, Вы чувствуете себе комфортнее — на съёмочной площадке или в аудитории?

— Да, я являюсь действующим оператором и считаю, что преподавателю это необходимо. Потому что сейчас очень быстрый темп развития мирового кинематографа, появляется много кинооператорской техники, а значит нужно постоянно следить за изменениями, чтобы оставаться профессионалом своего дела.

Как правило, кинопроекты запускаются в летнее время. Когда все экзамены сданы, и есть небольшой промежуток времени в несколько месяцев, чтобы уделить непосредственное внимание любимому делу кинооператорскому искусству. На каждый кинопроект обязательно беру с собой своих студентов, чтобы они на съёмочной площадке, на практике, увидели как снимается кино и приобрели некий опыт.

Какие они Ваши студенты? Глядя на них, Вы можете определенно сказать, что у нашего кино есть будущее?

— Каждый из студентов это индивидуум, личность. Нет одинаковых студентов, они разные. У многих ребят уже с первых занятий я вижу неподдельную заинтересованность, «горящие глаза», ребята хотят заниматься. Сегодня уже есть немало молодых кинооператоров, кто сможет заменить наше поколение.

Хотелось бы отметить, что сейчас в нашу профессию приходит много девочек, это, наверное, веяние времени. И порой девочки снимают лучше, чем мальчики. Они видят картинку чуть шире, очень точно определяют моменты освещения, педантично к этому подходят.

Существует такой скепсис, что раньше операторам не нужно было многого, но они снимали шедевры. Сейчас операторы требуют много различной техники, но шедевров уже нет. Это так?

— Технику оператора можно сравнить с красками художника: результат зависит от того, как умело они ими пользуются.

А техники много не бывает. Есть такое выражение, что оператор возьмёт весь свет, который есть в retail house и даже тот, который ещё не изобрели. Но здесь надо четко понимать задачи, которые преследует творческая группа. Киносъёмочная и осветительная техника сегодня становится инновационной и малогабаритной, появились очень интересные модели камер, простые, компактные. Будущее я вижу за диодовыми панелями и диодовым светом, который стал очень лёгким. 

Оператор это тот человек, который является глазами режиссёра, именно он первый принимает и пропускает через себя ту информацию, которая заложена творческим коллективом в сценарии.

В последнее время молодые люди всё больше углубляются в old school — смотрят чёрно-белые фильмы, увлекаются плёночной фотографией. Почему есть такой уход в прошлое?

— У меня есть картины, которые я снимал на киноплёнку, и есть картины, которые я снимал на цифровые носители. Плёнка это органика, а матрица цифровой носитель. Ограническое это живое соединение. Плёнка требует от оператора больших знаний. Поэтому увлечение плёнкой, черно-белой съёмкой это очень хорошее веяние. Молодежь экспериментирует, не стесняется этого и идёт дальше. Как раз за такими экспериментами и получается наше новое казахстанское кино, которое в последнее время на всех международных кинофестивалях очень ценится и занимает хорошие позиции.

Как вы относитесь к кино, снятому на мобильный телефон? Модная тенденция, даже фестивали отдельные проводят.

— Я, как и студенты, слежу за веянием новых технологий и форматов. И, кстати, в моей учебной программе, есть даже задание для студентов, которое называется «Вертикальное видео». Безусловно, работать в таком формате операторам сегодня нужно уметь. Какое будущее будет у кинематографа, мы пока не знаем. Может оно будет вертикальным?..

Есть такое мнение, что в классическом кинообразовании сегодня кризис: среди ярких дебютантов очень мало выпускников известных вузов, большинство последних идут в смежные профессии, но не остаются в кино.

— С приходом новых цифровых технологий съёмка видео стала доступна для большинства. Поэтому ребят, которые хотят получить именно профессию оператора и ей жить, сегодня мало. Но они есть. К тому же в учебном процессе мы ушли от фотохимического процесса, когда студенты снимали на плёнку, сами её проявляли, и это был очень важный момент становления специалиста. Сейчас благодаря цифровым технологиям съёмка стала быстрее, но при этом не хватает осмысления того, что ты делаешь.

Что обязательно должны знать операторы, чему они должны учиться?

— В первую очередь, у оператора должна быть техническая грамотность. Но и творчество никто не отменял. Оператор это творец. В погоне за экспериментами нельзя забывать про классическое понимание операторского искусства.

Для оператора также важна надсмотренность, которая очень влияет на формирование студента, в каком направлении он будет двигаться дальше. В нашей профессии ведь можно быть не только оператором-постановщиком игрового кино, но и оператором документального кино, видеоклипов, новостных репортажей.

Ваши пожелания начинающим операторам?

— Не нужно бояться, надо идти вперёд к осуществлению своих планов и задумок.

Интервью записал Талгат Тайшанов.

Александр Костылёв: «Оператор — это творец»

Pro Production

Пролистать наверх