«Писать о человеке в прошлом времени трудно. Память отказывается принимать жестокую реальность… Но надо писать. Комплименты, слова благодарности, не высказанные человеку при жизни, должны быть произнесены хотя бы после его смерти», — это начало статьи самого Бауыржана Рамазанулы из главы «Они были первыми». Только сейчас мы с удивлением понимаем, как они подходят к нему самому.
О творчестве Бауыржана Рамазанулы снято много документальных фильмов, написано большое количество статей, в которых говорится об его огромном вкладе в национальный кинематограф. Он был киноведом-критиком, к которому внимательно прислушивались. Но профессионалом Бауыржан Рамазанулы был и в педагогике.
Состоявшийся в профессии киноведа-критика, Бауыржан Ногербек начал готовить новое поколение профессионалов, которые должны, а главное, смогли бы продолжить служить казахскому кинематографу. Причём качество образования для него всегда было важнее количества студентов.
Преподавательская деятельность Бауыржана Рамазанулы Ногербека началась в 1993 году с первого набора мастерской киноведения в Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова. С этого времени мастер начинает накапливать педагогический опыт, опираясь на свою многолетнюю работу в мультипликации, на киностудии «Казахфильм» имени Ш. Айманова, в НИИ имени М. Ауэзова и, конечно, на богатый жизненный опыт.
В Академии искусств имени Т. К. Жургенова Бауыржан Рамазанулы выпустил четыре мастерские, его ученики по сей день успешно работают в киноиндустрии, на телевидении и занимаются научно-исследовательской деятельностью. Здесь же, в 2005 году, мастер получает справедливо заслуженную степень профессора.
Бауыржан Рамазанулы был в числе первых профессоров, приглашенных ректором А. Мусахаджаевой в новый Казахский национальный университет искусств, открытый в столице Казахстана Астане. И снова, как и в далёком 1993 году, мастера ожидала ответственная работа по открытию департамента «Искусствоведение и операторское искусство», новой мастерской киноведения.
Нашему курсу повезло стать пятым набором в педагогической деятельности Бауыржана-ага и первым, набранным им в 2010 году в КазНУИ в Астане, чем мы чрезвычайно гордимся. Курс состоял из шести девочек, что также было немаловажно.
Многие преподаватели, ученики Бауыржана Рамазанулы, присутствовавшие на наших занятиях, позже говорили, что отношение мастера к нашему курсу было особенное, отеческое. Сказывались многие факторы: его возраст и многолетний опыт, понимание психологии молодого поколения и абсолютная несхожесть в характерах студентов, некоторая разношёрстность группы. При том, что и спуску Бауыржан-ага нам не давал, все увиливания от написания работ автоматически отражались на оценках. Такое строгое и, в то же время, отеческое отношение к студентам повлияло на становление нас в качестве киноведов и критиков, искренне любящих кинематограф.
Педагогическое чутьё Бауыржана Рамазанулы не подводило его ещё на консультациях для абитуриентов. Для успешного обучения киноведению студент должен уметь грамотно излагать свои мысли, устно и письменно, обладать аналитическим умом, любить кинематограф. Очень важными для киноведа являются такие человеческие качества как усидчивость и терпение. Возможно, вследствие строгого отбора абитуриентов практически все его выпускники трудоустроены по специальности.
Но ещё строже Бауыржан-ага выбирал абитуриентов для поступления в магистратуру. Даже не все выпускники мастера могли рассчитывать на высокие баллы творческих вступительных экзаменов. Он считал, что неправильный выбор в перспективе может привести к сорока годам плохого преподавания. Отчасти благодаря этому подходу и в Алматы, и теперь в Астане, преподают сильные педагогические кадры, ученики Бауыржана Рамазанулы.
Бауыржан Рамазанулы писал также, как и преподавал: лаконично, по сути, со знанием дела, неся ответственность за каждое слово. Нашу статью мы начинали словами самого Бауыржана-ага, и закончить мы хотим его же словами, так как все слова, оставленные Бауыржаном Рамазанулы на бумаге, навсегда останутся в наших сердцах: «Он прожил свою многогранно яркую талантливую жизнь в ладу с совестью. Он не лукавил ни в искусстве, ни в жизни. Он работал, служил обществу и народу в соответствии со своими нравственными убеждениями. Как дай Бог каждому».
Камила Габдрашитова, киновед.