Эрве Шнайд: «Правил в монтаже никаких нет!»

Правил в монтаже никаких нет! Это главная формула успеха от Эрве Шнайда. «Запомните, нет правил, когда вы начинаете, где вы работаете, как работаете. Просто делайте, как чувствуете», — говорит он. Монтажёр знаменитой «Амели» привык прислушиваться только к своим ощущениям.

Обладатель многих наград, француз Эрве Шнайд — один из наиболее уважаемых монтажёров в мире. В начале своей карьеры он работал над фильмом-призёром Каннского кинофестиваля «Европа» (реж. Ларс фон Триер). Шнайду по силам работа над картинами разных жанров: начиная от голливудских блокбастеров (к примеру, «Чужой: Воскрешение») и заканчивая французским арт-хаусом («Деликатесы», фильм-призер премии «Сезар» в 1992 году за лучший монтаж). Есть в его фильмографии и казахстанские фильмы, одним из них «Аманат» Сатыбалды Нарымбетова.

Кадр из к/ф «Амели» (2001).

О выборе

«Фильм для работы я выбираю, прочитав сценарий или познакомившись с режиссёром. С некоторыми режиссёрами мне даже не надо ничего читать. Работа над фильмом отнимает очень много времени, и, если не принять правильного решения, можешь увязнуть на полгода, а то и на год с нелюбимым проектом».

О правилах

«Я повторял и буду повторять: правил в монтаже никаких нет! Когда вы начинаете, то неважно, где вы работаете, как работаете. Просто делайте, как чувствуете. Над «Амели» Жан-Пьера  Жёне я начал работать буквально неделю спустя после старта съёмок, всё снималось в студии, а я занимался монтажом в комнатке, которая находилась рядом со съёмочной площадкой.

А вот что касается фильма «Долгая помолвка» этого же режиссёра, то здесь я монтировал материал уже на следующий день после съёмочного дня, то есть первый день находился на площадке, смотрел как ставят камеры, свет, работают актёры, а на следующий день этот отснятый материал монтировал. Не знаю, насколько это помогает сэкономить время. Потому что атмосфера на площадке бывает очень напряжённая. А при монтаже ты должен находиться в очень спокойном состоянии. Должно быть тихо. Потому что если на тебя начнут оказывать давление, то ошибок не избежать».

Кадр из к/ф «Аманат» (2016).

О времени

«Некоторые фильмы очень быстро и беспроблемно монтируются. Даже не понятно почему (улыбается и пожимает плечами Эрве — прим.авт.).  А некоторые занимают гораздо больше времени. На самом деле, чем больше у вас времени есть на монтаж фильма, тем лучше конечный результат. Ошибок совершаешь меньше. Если времени мало, то ваше первое впечатление и будет вашим лучшим результатом. Но очень редко можно получить хороший результат, когда мало времени.  Это может случиться, но, если так происходит каждый раз — это очень опасная ситуация».

О стадиях монтажа

«Я разделяю монтаж фильма на несколько стадий. Первая — это выбор планов и черновой монтаж. Сначала я целый день отсматриваю материал и выбираю планы. Потом как бы забываю об этом, чтобы в голове отложились впечатления. И через день или два приступаю к монтажу. Когда закончен черновой монтаж, можно взглянуть на фильм как на нечто целое, чтобы узнать, какой внутренней жизнью он сейчас живет. Фильм ведь «живой» и идёт в неизвестном вам направлении. И вы это обнаружите, когда посмотрите проект целиком. Это, кстати, очень интересный момент».

О режиссёрах

«Есть режиссёры, которые сидят у меня в монтажной студии с утра до вечера, есть такие, которые приходят и уходят, а есть — кто вообще никогда не заходит. Хотя стоит признать, что многие режиссёры всё-таки очень активно участвуют в монтажном процессе. Потому что они считают, что это тоже режиссёрская работа».

О деталях

«Я очень большое внимание уделяю звуку. Участвую при обработке звука, подборке саундтрека, потому что от того, какую вы песню или мелодию выберете, зависит эффект, оказываемый на вашу зрительскую аудиторию. Когда я монтирую сцену, я, в первую очередь, ориентируюсь на свои ощущения».

Об удовольствии

«Я кайфую, когда нахожусь в монтажке, потому что там ты можешь путешествовать в своей собственной голове. И я получаю от этого очень большое удовольствие. Я как-то делал фильм с одним шведским режиссёром, и каждое утро, когда он приходил ко мне в монтажку, он говорил: «Ну что, повеселимся сегодня?»

Кадр из к/ф «Европа» (1991).

О философии

«Моя философия — это не делать важных фильмов, не делать даже фильмов с претензией на успех. Важно удовольствие, которое получаешь, монтируя фильм, который ты выбрал. Потому что это твоя жизнь, которую ты проводишь в монтажной».

О предназначении

«Я два года был студентом медицинского вуза, но каждый раз при виде первой капли крови падал в обморок. Поэтому я принял решение заниматься тем, что мне нравится. Я думал, что буду заниматься фотографией. Но после того, как я сделал выбор, уже судьба подтасовала карты как надо. Выяснилось как-то сразу, что сын друга моего отца работал тогда в Израиле монтажёром. И я решил поехать к нему стажёром. С этого решения и началась моя профессиональная жизнь. Встретив в аэропорту, сын друга моего отца сразу отвёз меня с чемоданом в монтажную студию. Там в углу стояла узкая кровать времён ещё царской армии, наверное. И он мне сказал, что здесь я буду жить: «Вот твоя кровать, и здесь же, в этой комнате, ты будешь работать». И я шесть месяцев работал. Круглосуточно. Семь дней в неделю. Бесплатно. И это было лучшее время в моей жизни!»

Совет начинающим монтажёрам

«Будьте смелыми! Каждый фильм — это вызов, и каждый раз ты должен стремиться к совершенству. Ты должен быть уверен, что делаешь всё, что можешь, используешь все возможные варианты. И не забывать ещё такой нюанс, как чтение между строк. Это одна из интереснейших задач для монтажёра — слышать то, что не говорится».

Ирина Мусиян.

Эрве Шнайд: «Правил в монтаже никаких нет!»

Pro Production

Пролистать наверх