«Экспедиция» в алматинских локациях

Шесть короткометражных фильмов сняли киргизские режиссёры движения «Экспедиция» в алматинских локациях, создав неповторимый портрет любимого многими города.

«Экспедиция» — проект, организованный режиссёром Айбеком Дайырбековым, целью которого является поддержка киргизских кинематографистов по созданию социально значимого киноконтента в «полевых условиях». В этот раз по приглашению кинофестиваля «Байконур» киргизы снимали короткометражные фильмы в алматинских локациях, тем самым создав неповторимый портрет столь любимого многими города. Кинематографисты сняли шесть кинолент, на которых мы бы хотели остановиться по отдельности.

«В унисон» (режиссёр Жанайым Ашимова)

Увидев на экране название, зритель логично ожидает музыку. И он её «видит», но вот только не в большом оперном театре или консерватории, а в атмосфере частного урока гитары для маленькой девочки. Удивительно, как режиссёру в одной сцене удалось передать портрет города: уютного, душевного, неофициального. Атмосфера маленькой городской квартиры с её запахами готовящегося обеда, детьми и любовью плавно перетекает в сердце Алматы, «Арбат».

Кадр из картины «В унисон».

Музыка, задавшая тон с начала фильма с помощью замечательного внутрикадрового монтажа, переходит в движение. Паркур подростков показывает другую сторону Алматы, городские «джунгли», где дети живут своей жизнью, со своими падениями, успехами и радостями. Камера движется за скейтбордом и, в отличие от первого неторопливого сюжетного эпизода, наполняется динамикой и скоростью.

Кадр из картины «В унисон».

Тем временем в городе наступает вечер и следующий монтажный переход знакомит нас с новым героем. На фоне прекрасной городской панорамы Алматы нам весьма иронично показывают поэта, который жаждет публики и не может найти благодарные уши. Камера идёт за бедным поэтом, натыкается с ним на отказы, но продолжает путь с несостоявшемся оратором.

Режиссёру фильма удалось передать очарование города с помощью визуально-изобразительных решений: поэтических пейзажей, панорам и горожан. Всё это действительно звучит в унисон, в такт никогда не спящего Алматы.

«Любовь в Алматы» (режиссёр Дастан Боркошев)

Фильм «Любовь в Алматы» продолжил историю горожан с разными судьбами. Здесь мы видим семьи, которые живут в большом городе. Они разные: по национальности, убеждениям, интересам. Но при этом режиссёру удаётся показать любовь, будь то семейный ужин, прогулка в парке или бережное отношение к труду любимых.

Кадр из картины «Любовь в Алматы».

Далее молодые герои высказываются по поводу знакомств в социальных сетях, и мы понимаем, что Алматы — такой же мегаполис, как Москва, Нью-Йорк или Милан. Глобализация не прошла мимо города, и это тоже отражение настоящей жизни.

Кадр из картины «Любовь в Алматы».

«Режиссёрское решение» (режиссёры Дастан Боркошев, Даныш Акылбеков)

«Режиссёрское решение» — фильм про то, как режиссёр не снял фильм. Переживания главного героя сильно напоминают старания Трюффо в фильме «Американская ночь», только француз-таки худо-бедно снимал фильм, а киргизский режиссёр никак к съёмкам приступить не может.  

Кадр из картины «Режиссёрское решение».

Кажется, что именно этот фильм меньше всего отражает город. Но стоит вспомнить, что действие картины происходит в знаменитой гостинице «Казахстан», которая запечатлена на каждой второй казахстанской почтовой карточке, и эта важная локация как один из портретов города занимает своё место в альманахе.

Кадр из картины «Режиссёрское решение».

«Полёт над Алматы» (режиссёр Абдулалим Мамадалиев)

В начале фильма мы видим мальчика, наблюдающего за птицами. Удивительно, что героем фильма становится не мальчик, а голуби! Такие модные сейчас съёмки с высоты птичьего полёта не кажутся любительскими. Широкие панорамы и интересные ракурсы позволяют увидеть не вечный шум бурлящего темпа жизни, а посмотреть на город по-философски.

Оказывается, голуби — это на самом деле уникальный штрих города. Они находятся везде, в небе, на террасах ресторанов, и, конечно же, в парках. Алматинцы, сами того не замечая, живут среди птиц, которых мы привыкли наблюдать в Венеции на площади Сан-Марко или в Париже перед церковью «Святое сердце». После просмотра по-новому смотришь на знакомый город.

«От души!» (режиссёр Тыныстан Темиржануулу)

Ещё один фильм киноальманаха возвращает нас на алматинский «Арбат», где встречаются, общаются и работают многие творческие люди города. Главная героиня фильма организовывает благотворительный мини-концерт с целью собрать деньги маленькому ребёнку с тяжёлым диагнозом. Всё происходит очень повседневно, без пафоса и церемоний, с одной гитарой за плечом. Прямой эфир в популярной социальной сети, такой яркий показатель современности, помогает собрать публику для уличного концерта и достичь поставленной цели. Яркий кадр: нижним ракурсом сняты пританцовывающие ноги зрителей, в стоптанных туфлях и модных кроссовках, в шлёпках и на шпильках опосредованно говорят нам — концерт удался!  Замечателен и финал картины: деньги отправлены по назначению, а герои идут покупать мороженое. Удовольствие от простой радости, лакомства — награда на сегодня. Это так просто, зато от души!

Кадр из картины «От души!».

У киргизских кинематографистов получился очень характерный портрет Алматы — города многогранного и такого разного в объективах операторов «Экспедиции». Города, в котором главная роль отводится не зданиям и улицам, а людям, которые в нём живут.

Камила Габдрашитова, киновед.

«Экспедиция» в алматинских локациях

Pro Production

Пролистать наверх