Как прошёл кинофорум «Золотая арка» в 2023 году и ждут ли глобальные перемены его в будущем, читайте в интервью с Фатимой Ибрагимбековой, исполнительным директором Конфедерации союзов кинематографистов, генеральным директором Международного форума национальных кинематографий «Золотая Арка» им. Рустама Ибрагимбекова.
Кинофорум «Золотая арка» имени Рустама Ибрагимбекова состоялся. Вы удовлетворены тем, как он прошёл? Достигнуты ли цели, которые стояли перед кинофорумом?
Это первый форум после ухода из жизни моего отца, Рустама Ибрагимбекова. Мне кажется, что он прошёл успешно. На данном этапе все поставленные цели достигнуты, но предстоит ещё много работы. Я приложу все усилия, чтобы сохранить Конфедерацию Союзов Кинематографистов — одно из главных и любимых дел жизни отца.
Организация была основана им более тридцати лет назад, сразу после распада СССР, и кинофорум сразу стал флагманским событием Конфедерации. Как вы знаете, с этого года форум носит имя Рустама Ибрагимбекова. Это вселяет в меня уверенность, что все поставленные цели будут достигнуты.
Расскажите подробнее о кинофоруме «Золотая арка». Как Вашему отцу, режиссёру и драматургу Рустаму Ибрагимбекову, пришла идея создать его?
Отец был человеком дружбы. После распада СССР он посчитал важным сохранить связи и дружбу между кинематографистами бывших союзных республик и придумал Конфедерацию. Благодаря работе этой организации на протяжении тридцати лет ежегодно проводились форумы, киношколы и фестивали, где кинематографисты всех бывших республик обменивались опытом и делились достижениями.
Отличается ли кинофорум 2023 года от прошлых лет? Были ли сложности в организации в этом году?
Сложностей было немало. Но в итоге всё получилось, и это главное. Нам пришлось немного изменить формат церемонии награждения и пригласить в Москву только победителей форума. Интриги не было. Но я считаю, что в этом нет ничего плохого. Это не фестиваль и не премия. Задачи форума выполнены.
Если говорить про организацию кинофорума, то благодаря кому финансово было организовано мероприятие? Имелось ли государственное участие в его проведении?
Нас уже пять лет поддерживают два фонда. Фонд Горчакова и Фонд Президентских грантов. Без их участия, сомневаюсь, что мы что-нибудь смогли бы провести.
Что Вы можете сказать об аудитории кинофорума? Насколько «Золотая арка» актуальна сейчас для зрителей?
Интерес к национальному кинематографу есть. Но зрителя важно вовремя и правильно информировать о том, что снимается и где это можно посмотреть. Поэтому форуму очень нужна поддержка СМИ. И я очень благодарна всем журналистам, которые пишут о нас.
Почему кинофорум проходил в Москве?
В Москве всё начиналось. И пока только тут нам удается найти финансирование.
Как проходил процесс отбора фильмов для кинофорума «Золотая арка»? Имеется ли разница с отборами фильмов для других кинофестивалей?
Никакой разницы нет. Было сформировано жюри, которое возглавил замечательный драматург, педагог, заслуженный деятель России — Павел Финн. Все члены жюри отсмотрели более 50 присланных картин и выставили свои оценки. После чего подсчитали голоса и выявили победителей.
Расскажите подробнее о программе этого года. Как оцениваете уровень работ в этом году?
Это вопрос к жюри. Моё дело было — всё организовать.
В последнее время всё чаще в сочетании со словом «кино» упоминается слово «питчинг», всё больше организаций готовы оказать поддержку начинающим (и не только) кинематографистам. Планируются ли проведения питчингов в рамках «Золотой арки»?
Да, у нас есть в планах — устраивать питчинги для студентов. В этом году в рамках Форума мы сделали акцент на расширение образовательной площадки. Мастер-классы проводились в онлайн-формате, и участниками смогли стать студенты профильных ВУЗов стран-участниц Конфедерации. Была объявлена номинация «Лучший студенческий дебют». Для участия в конкурсе было прислано из государств-участниц Конфедерации 16 студенческих дебютов. Студенческая работа Анель Сарсембаевой (Казахстан) «Безумный Карим» производства учебной киностудии КазНУИ стала темой обсуждения одного из мастер-классов (художника кино и ТВ Марата Иманбергена), презентация этой работы также стала одной из тем обсуждения рабочей группы «Круглого стола». Студенты, участники Форума принимали участие во всех проводимых мероприятиях.
Был проведён Круглый стол на тему «Сотрудничество киношкол стран СНГ в сфере производства студенческих фильмов и организации студенческих кинофестивалей». Обсуждение этой темы, заинтересованность и желание участников объединить свои творческие, производственные и организационные возможности стали ещё одной важнейшей ступенью в работе Форума. Также был проведён семинар на тему «Совместное кинопроизводство стран-членов Конфедерации союзов кинематографистов», который ещё раз укрепил инициативы, служащие той самой цели: собираясь за широким столом, делиться достижениями, объединяться вокруг кино и продолжать общее дело, начало которому много лет назад положил Рустам Ибрагимбеков.
Каким вы видите кинофорум в будущем? Планируются ли какие-то глобальные перемены в организации кинофорума?
Хочется сделать форум масштабнее и устраивать показы фильмов-победителей, проводить «Эхо форума» в других странах, входящих в Конфедерацию. Планируем летние киношколы, кинорынок. Планов много.
Кто и как может вступить в Конфедерацию? И что это вступление даёт представителю киноиндустрии?
Международный союз «Конфедерация Союзов кинематографистов» (КСК) образован в 1991 году и является правопреемником Союза кинематографистов СССР, объединяющим союзы кинематографистов из стран — бывших союзных республик СССР. Сегодня в состав КСК входят Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Согласно Уставу, «членами Конфедерации могут быть только юридические лица, в том числе иностранные юридические лица».
Если Союзы кинематографистов государств, которые сейчас не входят в состав нашей организации, вновь захотят стать членами КСК, заявление от такого юридического лица рассматривается на общем собрании, решение принимается простым голосованием.
В нашем уставе прописано: «Целью деятельности Конфедерации является объединение юридических лиц, основанное на добровольном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов членов Конфедерации, направленных на развитие международных связей между национальными кинематографиями стран постсоветского пространства, содействие профессиональному развитию кинематографистов различных специальностей на международном уровне».
Вы ребенок выдающихся родителей: кинорежиссёра Рустама Ибрагимбекова и актрисы Людмилы Духовной. Насколько это предопределило выбор Вашей профессии, и чувствуете ли Вы особую ответственность за фамилию, которую носите?
Я выросла среди людей творческих профессий, с раннего детства наблюдала, как это всё непросто и никогда не романтизировала ни одну творческую профессию. Поэтому решила стать переводчиком и поступила в Институт иностранных языков. Но, проучившись год, поняла, что это не моё, что мне скучно, и поступила во ВГИК, где сразу же почувствовала себя, как дома. Ответственность за фамилию всегда чувствовала и продолжаю чувствовать. Наверное, именно это меня подстегивает не опускать руки, даже в самые сложные времена.
Спрашивать о планах режиссёра, актрису, сценариста и продюсера — неблагодарное дело. И тем не менее, приоткройте завесу ближайших планов.
Я человек суеверный, поэтому промолчу. Когда всё случится, всё вам подробно расскажу. Обещаю.
Какой бы Вы дали совет молодым талантливым кинематографистам? Что нужно сделать, чтобы состояться в киноиндустрии?
Всё очень индивидуально. У всех свой путь в кино и свои способы реализации. Единственное, что могу порекомендовать, — это побольше читать хорошую литературу и смотреть хорошее кино.
Спасибо за интервью!
PRP-информ.