Вопросы киноиндустрии обсудили на Международном Каспийском кинофоруме

17–18 октября состоялся Первый Международный Каспийский кинофорум, который проходил в гибридном формате: очные выступления — в конференц-зале Центрального дома кинематографистов г. Москвы (РФ) и онлайн.

В работе кинофорума приняли участие представители органов государственной власти, отраслевых коммерческих и некоммерческих учреждений Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. По итогам кинофорума была принята резолюция, направленная на сохранение и укрепление общего культурного пространства.

Конференция «Каспий – открытый горизонт»

Деловую программу открыла международная конференция «Каспий — открытый горизонт». Участники встречи рассказали о развитии кинематографа в своих государствах и поделились опытом копродукционного взаимодействия.

Конференцию открыла Светлана Фричинская, заместитель директора Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации. Она отметила, что усиление взаимодействия кинематографий стран Каспия не только оказывает позитивное воздействие на сферу креативных индустрий, но и на формирование общественного мнения, в частности – гармонизацию межнациональных отношений.

Представитель ведомства также огласила приветствие министра культуры России Ольги Любимовой участникам Международного Каспийского кинофорума. «Участие в форуме — прекрасная возможность познакомиться с единомышленниками, обменяться опытом с коллегами, принять участие в дискуссиях, обсуждениях и, конечно, кинопоказах», — подчеркнула министр в своём обращении.

Отметим, что приветствия в адрес участникам форума направили министр иностранных дел России Сергей Лавров и председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков.

Дмитрий Якунин, заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа, сформулировал задачу Международного Каспийского кинофорума:

«Главная задача — укрепить гуманитарное сотрудничество со странами Каспийского региона и способствовать реализации копродукционных проектов. Кроме того, мы хотели бы познакомиться поближе с кинематографиями стран «каспийский пятерки».

Назим Гусейнов, генеральный директор киностудии «Азербайджанфильм», рассказал о развитии кинематографа в Азербайджане.

«В прошлом году в Азербайджане было снято три полнометражных, 12 документальных, два анимационных фильма. В нашем портфеле есть один копродукционный проект — фильм “Последний герой”, снятый совместно с киностудией “Лендок”. В России картина была показана на канале “Культура”», — уточнил Гусейнов и добавил, что помимо развитой инфраструктуры Азербайджан может предложить разнообразные локации.

Раед Фаридзаде (Иран), руководитель отдела международных связей Фонда кино Фараби, представил Хазарский региональный кинофестиваль (KhazarRegionalFilmFestival), проведение которого запланировано в следующем году.

«Наша цель — задействовать как можно больше партнеров для сотрудничества в сфере кинематографа», — подчеркнул участник дискуссии.

Айнура Дюсенова, руководитель международного отдела НАО «Государственный центр поддержки национального кино», в цифрах представила динамику развития кинематографа в Казахстане.

«В Казахстане на данный момент действует 92 кинотеатра, восемь крупнейших киносетей, три кинотеатра IMAX. Международные киностудии работают с местными компаниями. В 2022 году в прокат вышло 445 фильмов, кассовые сборы составили 55 млн евро. Из них 34% — производства США, 27% — Европы, 14% — Казахстана», — уточнила Дюсенова и добавила, что наиболее популярные жанры у зрителей семейные комедии, экшн, фэнтези.

По данным спикера, 32% снятых фильмов за последние годы в Казахстане — на казахском и русском языках, 13% картин было снято на русском языке.

Айнура Дюсенова также сообщила, что в стране в тестовом режиме работает программа ЕАИС. Среди наиболее популярных российских стримминговых платформ — «Кинопоиск», Окко и «Иви». В 2021 году, по ее словам, в республике насчитывалось 15,5 млн пользователей интернета, наиболее широко распространен мобильный интернет.

Кроме того, участник дискуссии напомнила, что в 2023 году в Казахстане создана кинокомиссия, а также запущена система рибейтов, позволяющая съемочным группам возвращать до 30% потраченных средств.

В заключение конференции заместитель председателя Союза кинематографистов России Валерий Тонких поделился своим предположением относительно того, в каком направлении будет развиваться взаимодействие с партнёрами стран Каспия.

«В целом я очень доволен началом – у нас выступили представители каспийских стран, с их стороны были озвучены конкретные предложения, а без таких контактов и развития не было бы. Думаю, что это только начало нашего сотрудничества», — отметил Тонких.

Круглый стол «Кинообразование стран Каспийского региона»

В продолжение работы кинфоорума состоялся круглый стол на тему «Кинообразование стран Каспийского региона: пути взаимодействия и развития».

Участники представили лучшие практики в области подготовки кадров для киноиндустрии в своих странах, а также обсудили проблемы и возможности кинообразования и межгосударственного взаимодействия в данной сфере.

По мнению экспертов, необходимо наращивать межвузовское взаимодействие: осуществлять студенческие обмены, реализовывать копродукционные проекты учащихся киношкол и киновузов. Также прозвучало предложение создать евразийское пространство, в рамках которого будут реализованы программы повышения квалификации специалистов киноиндустрии, создание летних киношкол, создание союза киношкол и многое другое.

Модератором встречи выступила ведущий научный сотрудник, начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения ВГИК им. С. А. Герасимова, кандидат исторических наук Нина Кочеляева.

Открывая дискуссию, модератор отметила, что круглый стол является не только презентационной площадкой различных киношкол и образовательных проектов.

«Наша цель — наметить пути взаимодействия и развития — посмотреть, как кинообразование может быть включено в развитие киноиндустрии и в международное сотрудничество на платформах, связанных с кинопроизводством», — пояснила эксперт.

В свою очередь, кинооператор, режиссёр, доцент факультета «Режиссура, арт-менеджмент и операторское искусство» КазНУИ Талгат Тайшанов рассказал, что до 1993 года в Казахстане не было ни одного киновуза. Именно с этого года в стране открылись свои киношколы. Участник дискуссии отметил важность копродукции между учебными заведениями стран Каспийского региона.

«В нашем университете проходит республиканский конкурс короткометражного игрового кино. В этом году мы назвали его “У каждого свой Годар”. В этом конкурсе принимают участие наши казахстанские киношколы и киновузы. С 2018 года мы проводим фестиваль, который сейчас называется “Томирис”, куда мы хотим приглашать наших коллег из стран Каспийского региона», — рассказал Тайшанов.

Режиссер поделился идеей заключить меморандум между ведущими киновузами Каспийского региона.
«Этот меморандум дает нам возможность двигаться дальше и развиваться. На этой базе мы хотим создать совместный студенческий киноальманах странами-участниками Каспийского региона. Каждая страна на базе своей киношколы должна снять две новеллы хронометражем 10-15 минут. Всего в киноальманахе предполагается 10 новелл, которые мы предлагаем снять студентам третьего курса факультета “Режиссура игрового кино”»
, – предположил участник дискуссии.

Азат Хакимов, режиссёр, продюсер, директор медиа-кинолаборатории, руководитель образовательной программы «Цифровое кинопроизводство» Школы Медиа и Кино, Ассоциированный профессор Алматы Менеджмент Университет, добавил, что у Казахстана большой исторический опыт в создании совместных работ.

«У нас есть опыт в создании копродукции. Это более 500 проектов: анимационные, игровые, неигровые. На Киностудии “Казахфильм” создавались проекты совместно с художниками, которые к нам приезжали», — отметил эксперт.

Он также рассказал, что в республике хорошо работает закон об авторском и смежном праве. По его словам, в Казахстане есть постановление Правительства о концепции развития креативных индустрий.

«В этом направлении предпринимается много усилий, чтобы индустрия работала. Общественные объединения, которые помогают кинематографистам взаимодействовать, — это Союз кинематографистов Казахстана, Лига кинематографистов Казахстана о объединение специалистов в сфере неигрового кино QazDoc. В Казахстане работает Киностудия “Казахфильм” имени Ш. Айманова, а также много частных, независимых кинокомпаний. Есть компании, которые занимаются специализированной деятельностью: озвучание, дублирование, создание компьютерной графики. Есть много рентал-компаний и дистрибьютеров», — перечислил казахстанский представитель.

Также он отметил, что на сегодняшний день в стране действует четыре вуза — два государственных и два частных. Они взаимодействуют между собой в рамках республиканской предметной олимпиады по режиссуре и операторскому искусству».

Об интересном образовательном проекте, который будет реализован в рамках Международного фестиваля Short Film Days, рассказал Дмитрий Якунин:

«В рамках фестиваля этого года мы проведем финальный питчинг сценарной лаборатории ФПРК “Формула пути”. Главная задача фестиваля – интеграция молодых кинематографистов в киноотрасль. Наши предложения рассылаются в Минкультуры России, Администрацию Президента РФ и другим заинтересованным учреждениям. В этом году мы отберем в программу ровно 21 фильм, а 21 декабря вручим награды. Помимо этого, в течение двух месяцев мы проводим “эхо” фестиваля».

Также он выразил готовность оказывать информационную поддержку кинематографистам стран Каспийского региона — на сайте moviestart.ru.

Питчинг кинопроектов стран Каспия

Всего на участие в конкурсе было подано 77 проектов. Напомним, что в шорт-лист питчинга вошёл игровой веб-сериал «Квест лунатика» казахстанца Вячеслава Мокина.

18 октября экспертная группа определила победителей:

«Терек — река дружбы. От Казбека до Каспия», автор сценария — Валерий Тимощенко (документальное кино, г. Краснодар, РФ). По мнению членов жюри, проект имеет серьезный потенциал масштабирования и наиболее тесно связан с темой питчинга.

«Альбинос», автор сценария — Светлана Лекомцева (игровой сериал, г. Санкт-Петербург, РФ). Эксперты выделили сильную драматургическую основу. В сюжете есть саспенс, герой, за которым интересно следить, сеттинг, который покоряет своей аутентичностью и заземлённостью. А за таким сеттингом, как известно, сегодня охотятся все.

«Хамза», автор сценария — Ислам Сатыров (игровое полнометражное кино, г. Минеральные Воды, РФ). Эксперты нашли эту историю обаятельной, более того, авторы — создатели трогательной семейной комедии «Испытание аулом», которая выходит в российский прокат 26 октября. Проект показался членам жюри «перспективным с точки зрения проката»: за такими историями «интересно следить, они похожи на истории успеха».

Как отметила казахстанский продюсер Анара Кашаганова, на питчинге не было скучно.

«Как говорится, все жанры хороши кроме жанра “скучно”. Сегодня мне не было скучно — я благодарна знакомству с такими замечательными членами экспертной группы, надеюсь, что в будущем получится посотрудничать более тесно. Мы мало используем эту возможность — работу над копродукционными проектами. Казахстанское кино очень насыщенно, у нас невероятное количество людей, желающих реализовать себя в киноиндустрии. Когда объединяешь творческие усилия, всегда получается хороший эффект», — сказала она.

Круглый стол «Информационное освещение кинопроектов стран Каспийского региона»

В рамках деловой программы Международного Каспийского кинофорума 18 октября прошел круглый стол на тему «Информационное освещение кинопроектов стран Каспийского региона». Журналисты стран Каспия рассказали об освещении деятельности кинематографистов в своих странах.

Модератором встречи выступила редактор гуманитарного блока «Российская газета – Неделя», программный директор фестиваля контента стриминговых платформ ORIGINAL+ Сусанна Альперина.

Открывая встречу, российская журналист рассказала о том, как освещается тема кино в «Российской газете».

«На нашем сайте есть специальный раздел “Кинократия”, где молодые ребята публикуют исключительно новости о кино. Также у нас выходит ежедневная газета. Здесь каждый день в разделе “Культура” один текст обязательно будет посвящен кинематографу. Как правило, это рецензии журналиста Валерия Кичина. Также у нас есть приложение “Российская газета – Неделя”. Это еженедельник, где обязательно одна или две полосы посвящены теме кино», – рассказала модератор дискуссии.

Кямаля Мамедова, главный редактор информационного сайта 1news.az, отметила, что в последние годы кинематография Каспийских стран претерпела значительные изменения. По её словам, эти изменения отражают богатство и многообразие культур этого региона.

«Страны, расположенные вокруг Каспийского моря, нашли свой выразительный голос в искусстве кино. За последние годы они стали известны своими качественными проектами», – подчеркнула спикер.

В продолжение своего выступления Кямаля Мамедова озвучила предложение о создании совместных проектов для стран Каспийского региона, в том числе — проведение кинофестиваля. Спикер подчеркнула, что кинопроекты стран Каспия должны предлагать уникальный взгляд на мир, отражающий культуру и идентичность этого богатейшего региона. По ее мнению, в этих государствах действует много талантливых кинематографистов, которые могут отражать глубокие социальные и политические проблемы и исторические события.

Главный редактор журнала о кинообразовании и киноискусстве «JAS ÓNER» Ирина Мусиян также предложила создать совместный кинофестиваль, который объединил бы страны Каспийского региона, и рассказала о единственном в Казахстане специализированном журнале о кино «ЖАС ӨНЕР» («Молодое искусство»).

«Год назад мы создали этот журнал вместе с нашими коллегами – практиками киноиндустрии. В первую очередь мы создали его как площадку для продвижения молодых кинематографистов. Важно, чтобы наша молодежь, которая выпускается в киновузах, имела возможность продвигаться через СМИ. Еще мы создали интернет-портал и видеоблог “Говорит кино”. На нашем сайте мы публикуем новости Казахстана и стран СНГ, а в видеоблоге мы приглашаем к разговору экспертов и специалистов киноотрасли», — пояснила спикер.

Также Ирина Мусиян отметила, что журнал в некоторой степени является учебным пособием для студентов вузов Казахстана.

Журналист-востоковед Аида Соболева рассказала о своей профессиональной деятельности, иранском кинематографе и также внесла предложение о создании совместного кинофестиваля стран Каспийского региона.

Собкор.















Вопросы киноиндустрии обсудили на Международном Каспийском кинофоруме

Pro Production

Пролистать наверх