Есть такая работа. Экстремальная!

Они идут под пули или взбираются на ледники Антарктиды, рискуя собственной жизнью, чтобы добыть информацию и заснять для зрителей то, как всё было. Потому что есть такая работа фиксировать события в самых горячих точках нашей планеты. Экстремальная работа.

Они это режиссёры и операторы писатели времени, которые должны быть готовы к любым ситуациям, даже экстремальным, опасным для жизни и здоровья человека, к обстоятельством или выходящей за рамки обычного обстановке. Экстремальные съёмки требуют профессионализма, отточенного годами, и знания природы экстрима, как ведёт себя небезопасная среда.

Что важно учитывать тем, кто едет в горячие точки, обсудили на онлайн мастер-классе для студентов факультета «Киноискусство и телевидение» КазНУИ. Талгат Тайшанов (Казахстан), Нарендра Гудавалли (Индия) и Виктор Денисов (Россия) рассказали о работе режиссёра и оператора в экстремальных условиях.

Виктор Денисов, режиссёр, оператор кино и телевидения, член Союза Кинематографистов и журналистов России (г. Москва, Россия):

«Для съёмок в экстремальных условиях нужно одновременно быть в гуще события, чтобы всё снять, но при этом не пострадать от военных действий или разбушевавшейся стихии.

Например, при землетрясении в городе Ош в Киргизии в 1979 году мы не знали, что делать и каким способом можно обезопасить себя, но уже в Чили в 2011 году обладали знанием, каким способом обезопасить себя и помочь товарищам.

Когда были в гостинице в Сантьяго, ночью произошло землетрясение, и стены многоэтажной гостиницы раскачивались и по ощущению должны были рухнуть. Мы уже знали, что необходимо укрыться под косяками дверей, где есть дополнительные укрепления, которые обезопасят человека, а затем по возможности выбежать на улицу и держаться подальше от зданий. На по пути нужно было ещё и снять всё происходящее на видеокамеру, набрать материал (общий, средний, крупный планы, небольшие панорамы) и стараться не выключить камеру, когда произойдет разрушение домов. При этом не впадать в панику и быть хладнокровными в такой непростой ситуации».

Талгат Тайшанов, режиссёр, оператор кино и телевидения, Член Союза кинематографистов Казахстана (г. Нур-Султан, Казахстан):

«В экстремальных условиях корреспондент может не успеть дать задание, и нужна инициатива оператора, чтобы запечатлеть то, что потом войдет в сюжет. Поэтому приходится оператору самому мгновенно реагировать на обстановку и снимать как можно больше интересных кадров. При съёмке необходимо учесть освещение, композицию, движение в кадре и движение камеры». 

Нарендра Гудавалли, оператор холдинга NDTV (Дели, Индия):

«Учитывая быстро меняющееся техническое оснащение, необходимо всё время изучать новинки — телекамеры, новую аппаратуру для перегона видеоматериала, новые программы монтажа, квадрокоптеры и многое другое. Оператору желательно знать монтаж. Иногда требуется монтировать самому, оператору или корреспонденту. Раньше монтаж был аналоговым, изображение снимали на формат Betacam, только с 2003 года стали работать с цифровым форматом».

Талгат Тайшанов:

«В 1998-2002 годах я работал телеоператором в московском филиале Агентства «ХАБАР». Это был сложный исторический период в жизни наших стран. Происходило много экстремальных событий — съёмка захвата заложников, взрывы домов в Москве, беспорядки футбольных болельщиков с погромами, митинги разных политических партий и их столкновения с полицейскими. Наша задача — освещать эти события. То есть все съёмки и интервью велись непосредственно на местах, где происходили события. При этом необходимо было снять репортажи, соблюдая все технические параметры, и, конечно, не забыть о своей безопасности и сохранности камеры».

Виктор Денисов:

«Как говорит главный оператор телеканала «Россия-1» и «Россия-24» Константин Мучник, сегодня профессионал, умеющий только снимать на телекамеру, никому не нужен. Жёстко, но очень верно подмечено. Оператор, звукооператор должен знать программы монтажа, уметь перегнать видеоматериал по беспроводной аппаратуре передачи данных, на ноутбуке смонтировать «рыбу» — наговор корреспондента и видеоматериал, который нужно затем перегнать, исключив все лишнее, иногда нужно очень быстро смонтировать сюжет и перегнать его на сервер ВГТРК. Нужно всё время осваивать новое, чтобы доверили ответственные съёмки. Операторы снимают большие репортажи в командировках, монтируют и перегоняют на еженедельные программы, такие, как например «Вести Недели», «Вести в субботу».

Нарендра Гудавалли:

«Почему нужна взаимозаменяемость на съёмочной площадке в экстремальных условиях? Почему нужно знать смежные профессии? Оператор должен иметь навыки работы корреспондента, режиссёра монтажа, уметь перегнать видеоматериал. Режиссёр должен уметь снимать видео, в связи с чем-либо непредвиденным, случившимся на съёмочной площадке, чтобы мог снять на вторую камеру с другой точки съёмки.

Я много работал в горячих точках — Афганистан, Пакистан.  Это военные действия, когда стреляют и взрываются снаряды, где надо заранее планировать места съёмок и согласовывать своё присутствие с военными».  

Талгат Тайшанов:

«Перед командировкой или выездом на съёмку необходимо тщательнейшим способом проверить всю линейку аппаратуры, чтобы убедиться, что она работает. Надо взять с собой дополнительные аккумуляторные батарее для камеры и для микрофонов.  В сумке необходимо положить пару бутербродов и воду, потому что не знаешь, сколько времени проведешь на съёмке.

В командировке налагается большая ответственность за материал и, особенно за его перегон в редакцию к нужному времени. Для нас была проблема с часовым поясом — 3 часа разницы во времени, это надо было учитывать, плюс автомобильные пробки в Москве.  Новости тогда новости, когда они выходят в нужное время. А на другой день показывать и рассказывать то, о чём весь мир показал по новостным каналам, уже не актуально. Московский опыт работы мне пригодился, когда освещал трагические декабрьские события в Мангистауской области 2011 году». 

Материал подготовила Ольга Зайцева.

Есть такая работа. Экстремальная!

Pro Production

Пролистать наверх