Абдулла Карсакбаев. Первый в Каннах

Каннский кинофестиваль. Мерило славы и успеха. Летопись золотых имен кинематографа. Классика киножанра. Шёберг, Коппола, Кустурица… «Шербурские зонтики», «Пианино», «Танцующая в темноте» … Но мало кто знает, что в блистательном ряду Каннских киношедевров уже больше пятидесяти лет своё законное место занимает казахская лента. Задолго до Самал Еслямовой и Сергея Дворцевого.

Фильм Абдуллы Карсакбаева «Меня зовут Кожа» в 1967 году был удостоен специального приза на Каннском кинофестивале как лучшее кино для детей. Именно с него начинается присутствие казахстанского кинематографа в Каннах. Однако самому автору так и не удалось увидеть свой приз, да и о том, что его фильм «Меня зовут Кожа» получил диплом Каннского кинофестиваля, Карсакбаев узнал по радио.

«Меня зовут Кожа» — необыкновенно светлый фильм о мальчишке-сорванце, снятый по повести Бердыбека Сокпакбаева. Кинокартина уже долгие годы любима и детьми, и взрослыми. В ней каждый находит что-то для себя. Подмечает знакомые черты, манеру поведения героев или сами ситуации. История как будто бы про тебя. Или про твоего соседа, сына или внука.

«Каждый ребёнок находил в Коже что-то своё. – говорит исполнитель главной роли фильма Нурлан Санжар, — Это касается нашей национальной идентичности, которая очень важна в картине как отражение духа казахского ребёнка, аульного мальчика, который хотел бы в жизни чего-то достичь, и который при этом не предаёт основные, главные жизненные ценности».

Кожу называют казахским Томом Сойером. За неудержимую шаловливость и неистребимую жажду к приключениям. Он то и дело попадает в разные истории. Но даже в самых скверных ситуациях его спасают фантазия и доброта.

Удивительно, но на главную роль долго не могли найти героя и картину уже готовили на консервацию. Пробоваться приходило много ребят, но, по мнению режиссёра, они не попадали в образ.

«Встретились мы совершенно случайно, — вспоминает Нурлан Санжар, — Как-то раз режиссёры выходили на обед из старой киностудии, которая находилась на углу Комсомольской и 8 Марта. Через дорогу располагалась 33-я школа, во дворе которой мы (дети) играли, дрались. Меня, в порванной рубашке, поймали на улице и привели на киностудию. Абдулла Карсакбаев очень обрадовался, что, наконец-то, нашли героя для фильма — сорванца, хулигана. После этого в мой жизни началось необычное, передо мной открылся сказочный мир кино».

Абудулле Карсакбаеву были по душе непосредственность детей, их чистота помыслов и нежелание притворяться. Доверие к юности, к человеку, только-только делающему первые шаги на жизненном пути, у него всегда было незыблемым. Он удивительно понимал детей. У Абдуллы Карсакбаева легко и органично входили в образ даже самые маленькие.

«Он очень любил детей, постоянно обнимал нас, хотел угостить какой-нибудь вкуснятиной, конфеты всегда были у него в кармане. — рассказывает Нурлан Санжар, — При этом ко всем детям относился с большим уважением. У него был оригинальный метод работы с детьми, многие сцены он разыгрывал с нами в форме игры, а в это время оператор Михаил Федорович Аранышев незаметно включал камеру и ловил интересные моменты, которые в итоге попадали в картину. Так, постепенно дети-актёры втягивались в творческую игру и с радостью выполняли задания режиссёра».

Сегодня всё чаще вспоминают гениального Абдуллу Карсакбаева. Его чтят и помнят не только коллеги по киноцеху. Помнят зрители. Помнят поклонники его таланта. Его именем называют школы и улицы. Открыты музеи, где можно увидеть вещи режиссёра и почувствовать его энергетику. А многие современные работы казахстанских кинематографистов своим стилем как бы цитируют шедевры Абдуллы. Открытие памятника главному герою самой популярной казахстанской детской кинокартины – это тоже благодарная память о Мастере.

Вы также можете посмотреть документальный фильм «Предназначение» (2011 г.) о казахстанском режиссёре Абдулле Карсакбаеве (автор фильма — Ирина Мусиян, производство — «Голд медиа»).

Соб.кор.

Абдулла Карсакбаев. Первый в Каннах

Pro Production

Пролистать наверх