Азат Хакимов: Что ждёт кино и кинообразование в будущем?

Множество новых и быстро развивающихся технологий содержит изумительный потенциал для будущего кино. Ждёт ли нас кинореволюция и каким будет кино и кинообразование в перспективе с этими вопросами мы обратились к директору Высшей школы «Turan Film Academy» Азату Хакимову.

Дополненная реальность, AI (искусственный интеллект), мощная it- и кинотехника позволяют сегодня создавать детализированные цифровые миры. Приведёт ли это к революции в кино?

Если говорить в целом о человечестве, то мы сегодня проходим третий этап развития: уже освоили природу и технологии, на очереди — информационно-коммуникационная сфера, в которой мы все сейчас существуем и которая нас поглотила.
Задумываясь над этим процессом, я в своей исследовательской работе предложил нашему научному и киносообществу такой термин как «кинемохорос» (либо «кинохорос»), то есть «движущееся кинопространство». Представьте, что перед вами разворачивается некая история, и вы по своему желанию можете выбирать: быть зрителем или действующим персонажем. Быть кем угодно: рыбой, огнём, ангелом, роботом, второстепенным или главным героем. Всё зависит от фантазии зрителя, который пожелает присутствовать внутри какой-либо истории.
«Кинохорос» — движущееся кинопространство — приведёт к тому, что в любой момент человек сможет оказаться в виртуальном кинопространстве, просто достав гаджет из кармана и нажав кнопку или сказав: «Хочу оказаться в истории».
Этот процесс уже идёт, мы с вами знаем кинематографические примеры, где история и сюжет развиваются по желанию зрителей.
При этом, я думаю, кинореволюция нас не ждёт, но технологии, которые идут вперёд и позволяют зрителю непосредственно вовлекаться в процесс создания киноисторий — это уже становится нашей обыденной реальностью.

Значит ли это, что мы уже перешли из эпохи постмодерна в другую эпоху, к примеру, метамодерна?

Может быть. О терминах можно поспорить, когда мы говорим о стадиях развития человечества — премодерн, модерн, постмодерн, метамодерн. Хотя, думаю, что постмодерн не поставил окончательную точку, нас ещё ждут открытия.

Учитывая сегодняшние тенденции, каким, на Ваш взгляд, будет кинообразование в будущем?

Если говорить о будущем кинообразования, то сам процесс обучения, вовлечение молодого специалиста в процесс, будет сокращаться по времени. Если сейчас обучение на бакалавриате занимает четыре года, то в перспективе это может быть как три, так и два с половиной года. Потому что благодаря насыщенности современного информационного пространства специалист может черпать в том же Интернете нужные ему материалы из самых разных источников в течение 24 часов в сутки.

Что касается методологии, то если мы говорим о казахстанских киношколах, то система обучения будет микшироваться между мастерскими и не мастерскими. К примеру, год-полтора все студенты обучаются в едином потоке, а затем берут на себя ответственность и решают, какая специализация им ближе: режиссура, звукорежиссура, сценарное или операторское искусство, продюсирование и так далее. И уже дальше продолжат развиваться в рамках выбранной специальности.
Вот эти два направления, на мой взгляд, приобретут более отчётливую форму в системе кинообразования в ближайшее будущее.

Я так понимаю, это тенденция времени. Потому что, к примеру, в Советском союзе, чтобы поступить на творческую профессию в тот же самый ВГИК, необходимо было иметь определённый жизненный опыт.

Совершенно верно. Время изменилось. Хотя, конечно, если молодой человек хочет связать свою судьбу с драматическим искусством (сценарное мастерство, режиссура), то жизненный опыт здесь всё-таки необходим.

Как подготовиться сегодняшним и завтрашним студентам к новым реалиям кино, чтобы оказаться востребованными специалистами в киноотрасли?

Здесь нет никаких новых подходов и технологий. Как вчера, так и сегодня и завтра основным критерием серьёзной подготовки является личностная ответственность за аудиовизуальный продукт, который планирует создавать тот или иной художник. Да, конечно, технологии будут меняться, методика обучения станет более интенсивной. Но основополагающим останется то, что мы ставим во главу угла в нашей киношколе — это ответственность. Не важно, где будет работать молодой киноспециалист — в съёмочной группе сериала, полного метра или студенческой картины. Ответственность за создание кинопроизведения будет фундаментальным всегда. Позиция художника — это ответственность за то, что он создаёт.

Как проходит учебный съёмочный процесс в «Turan Film Academy»?

Мы стараемся учебный съёмочный процесс максимально приблизить, так сказать, к боевым условиям, к творческому и производственному процессу, который происходит на реальной киноплощадке создания полнометражного фильма или сериала. От обсуждения замыслов и идей, которые студенты хотят реализовать в своей семестровой курсовой работе, до создания съёмочной группы.

Мы стараемся с первого дня обучения формировать студенческие киногруппы из студентов разных образовательных программ (операторское и актёрское искусство, режиссура и продюсирование), которые в дальнейшем работают как единая команда над созданием аудиовизуального произведения. Это и документооборот, и работа над проектной документацией, и обязательные заявки (сценарные, на оборудование, на доступ в кинопавильоны) и так далее, все этапы кинопроизводства. Это приучает будущего специалиста кино и ТВ к работе в реальных условиях с реальной командой.

Высшая школа «Turan Film Academy» очень молодая. Реализует ли киношкола какие-то экспериментальные форматы в своей образовательной программе?

На протяжении двух лет мы реализуем стратегию организации малых студенческих киногрупп для выполнения творческих заданий. Эту большую и кропотливую работу проводят мастера со своими студентами, а также руководители образовательных программ (Аян Серикович Назыбеков по режиссуре, продюсированию и актёрскому мастерству, Александр Викторович Костылев по операторскому искусству). Благодаря их непосредственному участию и личной инициативе из разрозненных студенческих групп сформированы небольшие киногруппы, в которых уже знают, кто как работает, кто на что способен. Я ожидаю, что в будущем мы будем выпускать уже сформированные коллективы, ребята будут выходить в большой мир кинематографа, зная о том, что у них есть соратники, с которым они прошли ни один творческий проект.

Расскажите о партнёрах киношколы, с кем из киноиндустрии сотрудничаете?

Мы стараемся вовлечь в пространство нашей киношколы как можно больше профессиональных коллективов, работающих в сфере творчества, кино и театра.

Активно участвуем во всех кинофестивалях, которые проходят в Казахстане как волонтёры и как участники, взаимодействуем с другими творческими киновузами, а также независимыми продюсерскими центрами и телевизионными каналами, где наши студенты проходят практику, а после обучения — трудоустраиваются.

Сотрудничаем с производителями кинооборудования. Недавно, к примеру, приобрели осветительную технику компании ARRI. Это даёт студентам не только возможность практиковаться, но и понимание, в какую сторону движется киноотрасль.

Хотелось бы также отметить наше тесное сотрудничество с Государственным центром поддержки национального кино и киностудией «Казахфильм».

Интервью провёл Александр Костылев.

Азат Хакимов: Что ждёт кино и кинообразование в будущем?

Pro Production

Пролистать наверх