Кинооператор, режиссёр, фотограф и педагог Талгат Тайшанов рассказал о первых шагах в кино, любимых проектах, конструктивной критике, сложности преподавательской работы и лучших учениках.
Почему кино? Почему, в своё время, мальчик из аула в Южном Казахстане выбрал кино как профессию?
Я вырос в ауле Желтуранга, в 400 км от Алматы, у нас был прекрасный клуб, в котором показывали казахстанские и индийские фильмы, всю классику казахстанского кино я посмотрел именно там. Картины демонстрировались на казахском языке. Наверное, это сказалось.
Хотя творческое начало заложено во мне с детства. Я очень любил, к примеру, лепить из пластилина и рисовать. Моя мама работала учительницей и завучем средней школы, она выписывала журнал «Огонёк», на страницах которого публиковали репродукции великих художников. Я их собирал, вырезал из журналов, копируя, стал рисовать, и у меня неплохо получалось. Но когда в руки мне попал фотоаппарат, то я понял, что именно хочу — фотографировать. В объектив моей камеры попали сразу все и всё: люди, животные, аул, природа. У нас, кстати, уникальное место — Желтуранга — село расположено рядом с туранговыми рощами, которые внесены в «Красную книгу».
Живя в такой вдохновляющей атмосфере, я был предрасположен к работе в кино. Но это сейчас в Казахстане четыре киношколы, а в то время ближайший вуз, где можно было обучиться кинопрофессиям, находился в Москве. Родители мой выбор поддержали. Хотя, конечно, готовиться к поступлению было проблематично, литературы о кино тогда в ауле не было, поэтому я ездил в центральную библиотеку Алма-Аты. Страстное желание работать в кино привело меня на курсы в киностудию «Казахфильм» им. Ш. Айманова, так я готовился к поступлению в Москву.
Мне кажется, именно желание плюс препятствия, которые возникали на пути к обучению кино, закалили мой характер.
В вузе я выбрал специальность оператора кино и телевидения, потому что любил фотографировать, и сам процесс работы с фотографией меня очень вдохновлял.
В 1981 году после завершения учёбы в школе я поехал в Москву, успешно сдал экзамены и стал студентом ВГИКа — Всесоюзного государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова. Для меня это было большой удачей, для родителей — радостью.
А потом я в ауле долго и упорно объяснял, в чём заключается моя профессия. У нас в селе были проблемы с киномехаником, и мои земляки думали, что кинооператор — это тот же киномеханик. Говорили мне: «Айналайын, наконец-то, нормально фильмы будем смотреть».
Какую из своих работ Вы бы отметили, как лучшую, а какую не стали бы вносить в своё портфолио?
Работа над фильмом, на мой взгляд, не может быть законченной в прямом смысле. Потому что всегда, даже когда фильм уже вышел в прокат, хочется что-то изменить, добавить. Но картины, которую стыдно было бы показывать, у меня нет. Мне повезло, я работал и в художественном кино, и в документальном, на киностудии и телевидении. Но ни одну из своих работ я бы не убрал из своего творческого портфолио, они все ценны.
Пару лет назад Вашему дебютному фильму «Айналайын» исполнилось 30 лет.
Фильм «Айналайын» мы снимали с Болатом Калымбетовым. Это был дебютный проект и меня как оператора, и Болата как режиссёра, и Алишера Сулейменова как сценариста. Опыт у нас у всех тогда был нулевой. Поэтому вполне естественно, что мы столкнулись с проблемами в организационном плане. Даже комиссия приезжала с проверкой (а снимали мы в Казалинском районе Кызылординской области).
Но, в конце концов, проект поддержали, фильм вышел и получил высшую категорию, а это значит что он попадал в широкий всесоюзный прокат. И это был успех. Как раз после выхода фильма «Айналайын» меня приняли в Союз кинематографистов стран СНГ и Балтии, причём принимали в Москве.
А какие свои работы Вы могли бы отметить как особо запоминающиеся?
Как ни странно, это не художественный и не документальный фильм. Это цикл видеоуроков для общеобразовательных казахстанских школ, который мы снимали в период пандемии коронавируса 2020 года и за который я получил медаль «Халық алғысы» от президента страны.
В тот момент мы абсолютно не знали, как организовать такую съёмку. Но мы справились и выполнили, я считаю, её достойно. У нас была большая группа — операторы, режиссёры, монтажёры, дизайнеры. Мы сняли более трёх тысяч видеуроков. Для меня это самая дорогая работа, её социальная важность однозначна.
Если говорить о запоминающихся проектах, то можно вспомнить, наверное, фильм Бахтиёра Худойназарова «В ожидании моря», где Вы работали оператором.
Безусловно. С Бахтиком мы учились во ВГИКе. И когда он приехал в Казахстан, в Мангистау, на съёмки, то мне предложили принять участие в проекте «В ожидании моря». Я в это время возглавлял филиал республиканского телеканала «Казахстан» в Актау.
«В ожидании моря» — это проект пяти стран: Казахстана, России, Бельгии, Франции, Германии. Меня пригласили на съёмочную площадку оператором с казахстанской стороны.
Съёмки были очень сложными, над фильмом работали два года. Снимали мы картину на камеру «Arriflex 535» и киноплёнку. Наверное, это один из последних фильмов, который снимали на плёнку в Казахстане. Потом её, кстати, обрабатывали во Франции.
Это проект уникальный сам по себе, потому что работала международная команда, внутри съёмочной группы мы все общались на английском языке.
Проект был сложный: и технически, и географически. Регион Мангистау — это плюс 50 градусов летом. Можете представить, как проходили съёмки в такую жару?!
А как Вы относитесь к сериалам?
Сериалы снимаются по правилам и законам отличным от кино. Я участвовал в съёмках нескольких. «Арман кала — город мечты» — это первый сериал, который мне довелось снимать. Тогда только-только в Казахстане начиналось сериальное производство. Поэтому были свои сложности. Сериал снимали многокамерным методом с разными схемами света, что было для нас непривычно.
Насколько Вы самокритичны? И нужно ли кинематографисту быть самому себе критиком или достаточно, что есть критики кино? Кстати, как Вы относитесь к ним?
Мне кажется, критиковать себя — это неправильно. Конечно, я осознаю, что какие-то вещи я мог сделать по-другому, лучше. Но, в целом, я — не самокритичен.
Хотя то, что касается моей профессии, здесь без принципиальности нельзя. Потому что если пойти на компромисс: здесь дрогнула камера, там резкости нет и в баланс не попали, то это уже непрофессионализм. Мои студенты знают, что технические вопросы должны быть отработаны по правилам, здесь без компромиссов. В творческом плане — да, могут быть варианты, в техническом — нет.
А по поводу критиков… Критики на то и критики, чтобы критически подходить к кино. И не только критики как специалисты, простые зрители тоже имеют право высказать своё мнение, которое, к примеру, может не понравиться мне. Но в целом конструктивную критику я приветствую.
Что тяжелее или легче: снимать фильмы или обучать студентов?
Когда Айман Кожабековна Мусахаджаева пригласила меня в Казахский национальный университет искусств на факультет «Кино и ТВ», я воспринял это, с одной стороны, с опасением, а с другой, беззаботно и легко: я свой предмет знаю, снимать умею… Что там может быть особенного в преподавании, если у тебя есть нужные знания и большой опыт в кино. Но к первому сентября я начал волноваться. Потому что абсолютно не знал, как общаться со студентами, не знал, как должен себя вести учитель. Позвонил маме (она у меня заслуженный учитель Казахстана), чтобы посоветоваться, как быть. Мама меня успокоила и детально, с азов, объяснила, что взять с собой (ручку и тетрадь), как вести себя (поздоровайся, представься, познакомься со студентами, узнай о чём они мечтают), что говорить (говори по конспекту, раскрой тему, покажи фильм, продемонстрируй на практике тот вопрос, который объясняешь студентам). Но моё преподавательское первое сентября всё равно прошло как в тумане.
Работа учителя — это большая ответственность. Я не считаю ещё себя учителем, я только пытаюсь им стать. Потому что если техническим вещам можно обучить студента довольно просто, то для того, чтобы он стал творческой личностью, которая сможет реализовать себя, нужно быть Мастером (учителем) с большой буквы.
Недавно у Вас прошла фотовыставка «Молодая волна в казахском кино». Почему Вы решили её провести и кого из своих учеников могли бы выделить, сказав, да, у него большое будущее?
В течение десяти лет своей преподавательской деятельности я фотографировал рабочий процесс съёмки, разные моменты. В этом году я собрал все фотографии в книгу, половина из них стала основой выставки.
Кроме фотографий своё место в экспозиции заняла старая камера «Конвас», которая символизирует связь старого и нового кино в Казахстане, и несколько тарелок со съёмок: в кино есть традиция — разбивать их, но я всегда просил оставить мне второй комплект для истории. Так и делали, один разбивали, а другой оставался у меня.
Все герои фотографий — мои ученики. Таким образом я решил привлечь внимание к молодому поколению кинематографистов, которые нуждаются в поддержке. Может, увидев себя, они вдохновятся и захотят оставить свой яркий след в отечественном кинематографе.
Я выпустил три мастерские, сейчас у меня четвёртая. В общей сложности я выпустил около пятидесяти человек.
Я сейчас не хочу называть какие-то конкретно фамилии тех, кто, на мой взгляд, имеет большое будущее в кино. Пусть у всех будет шанс, судьба каждому его даёт.
Какой совет Вы можете дать начинающим фотографам и операторам?
Фотографируйте свою семью, природу, фиксируйте эмоции окружающих людей. Начните с этого. С первого раза может и не получиться сделать хороший кадр, но со временем умение появится. Обязательно нужно изучать фото- и кинотехнику, её сейчас много и она разнообразна. Не забывать развиваться интеллектуально, ходить в музеи, читать литературу. Всё это пригодится для того, чтобы в дальнейшем искать новые направления и способы для творчества.
И главное, у каждого сейчас есть в кармане телефон с камерой. Не нужно покупать дорогую технику, чтобы начать снимать. Начните работу с него.
Ирина Мусиян.