Талгат Тайшанов: «Каждому даётся шанс»

Кинооператор, режиссёр, фотограф и педагог Талгат Тайшанов рассказал о первых шагах в кино, любимых проектах, конструктивной критике, сложности преподавательской работы и лучших учениках.

Почему кино? Почему, в своё время, мальчик из аула в Южном Казахстане выбрал кино как профессию?

Я вырос в ауле Желтуранга, в 400 км от Алматы, у нас был прекрасный клуб, в котором показывали казахстанские и индийские фильмы, всю классику казахстанского кино я посмотрел именно там. Картины демонстрировались на казахском языке. Наверное, это сказалось.

Хотя творческое начало заложено во мне с детства. Я очень любил, к примеру, лепить из пластилина и рисовать. Моя мама работала учительницей и завучем средней школы, она выписывала журнал «Огонёк», на страницах которого публиковали репродукции великих художников. Я их собирал, вырезал из журналов, копируя, стал рисовать, и у меня неплохо получалось. Но когда в руки мне попал фотоаппарат, то я понял, что именно хочу — фотографировать. В объектив моей камеры попали сразу все и всё: люди, животные, аул, природа. У нас, кстати, уникальное место — Желтуранга — село расположено рядом с туранговыми рощами, которые внесены в «Красную книгу».  

Живя в такой вдохновляющей атмосфере, я был предрасположен к работе в кино. Но это сейчас в Казахстане четыре киношколы, а в то время ближайший вуз, где можно было обучиться кинопрофессиям, находился в Москве. Родители мой выбор поддержали. Хотя, конечно, готовиться к поступлению было проблематично, литературы о кино тогда в ауле не было, поэтому я ездил в центральную библиотеку Алма-Аты. Страстное желание работать в кино привело меня на курсы в киностудию «Казахфильм» им. Ш. Айманова, так я готовился к поступлению в Москву.

Талгат Тайшанов, кинооператор, ВГИК, Казахфильм

Мне кажется, именно желание плюс препятствия, которые возникали на пути к обучению кино, закалили мой характер.

В вузе я выбрал специальность оператора кино и телевидения, потому что любил фотографировать, и сам процесс работы с фотографией меня очень вдохновлял.

В 1981 году после завершения учёбы в школе я поехал в Москву, успешно сдал экзамены и стал студентом ВГИКа — Всесоюзного государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова. Для меня это было большой удачей, для родителей — радостью.

ВГИК, 1981 год.

А потом я в ауле долго и упорно объяснял, в чём заключается моя профессия. У нас в селе были проблемы с киномехаником, и мои земляки думали, что кинооператор — это тот же киномеханик. Говорили мне: «Айналайын, наконец-то, нормально фильмы будем смотреть».

Обучение во ВГИКе.

Какую из своих работ Вы бы отметили, как лучшую, а какую не стали бы вносить в своё портфолио?

Работа над фильмом, на мой взгляд, не может быть законченной в прямом смысле. Потому что всегда, даже когда фильм уже вышел в прокат, хочется что-то изменить, добавить. Но картины, которую стыдно было бы показывать, у меня нет. Мне повезло, я работал и в художественном кино, и в документальном, на киностудии и телевидении. Но ни одну из своих работ я бы не убрал из своего творческого портфолио, они все ценны.

Документальный фильм «Профессия контролёр», режиссёр Дарежан Омирбаев.

Пару лет назад Вашему дебютному фильму «Айналайын» исполнилось 30 лет.

Фильм «Айналайын» мы снимали с Болатом Калымбетовым. Это был дебютный проект и меня как оператора, и Болата как режиссёра, и Алишера Сулейменова как сценариста. Опыт у нас у всех тогда был нулевой. Поэтому вполне естественно, что мы столкнулись с проблемами в организационном плане. Даже комиссия приезжала с проверкой (а снимали мы в Казалинском районе Кызылординской области).

Художественный фильм «Айналайын», режиссёр Болат Калымбетов.

Но, в конце концов, проект поддержали, фильм вышел и получил высшую категорию, а это значит что он попадал в широкий всесоюзный прокат. И это был успех. Как раз после выхода фильма «Айналайын» меня приняли в Союз кинематографистов стран СНГ и Балтии, причём принимали в Москве.

Художественный фильм «Айналайын», режиссёр Болат Калымбетов.

А какие свои работы Вы могли бы отметить как особо запоминающиеся?

Как ни странно, это не художественный и не документальный фильм. Это цикл видеоуроков для общеобразовательных казахстанских школ, который мы снимали в период пандемии коронавируса 2020 года и за который я получил медаль «Халық алғысы» от президента страны.

В тот момент мы абсолютно не знали, как организовать такую съёмку. Но мы справились и выполнили, я считаю, её достойно. У нас была большая группа — операторы, режиссёры, монтажёры, дизайнеры. Мы сняли более трёх тысяч видеуроков. Для меня это самая дорогая работа, её социальная важность однозначна.

Если говорить о запоминающихся проектах, то можно вспомнить, наверное, фильм Бахтиёра Худойназарова «В ожидании моря», где Вы работали оператором.

Безусловно. С Бахтиком мы учились во ВГИКе. И когда он приехал в Казахстан, в Мангистау, на съёмки, то мне предложили принять участие в проекте «В ожидании моря». Я в это время возглавлял филиал республиканского телеканала «Казахстан» в Актау.

С кинорежиссёром Бахтиёром Худойназаровым.

«В ожидании моря» — это проект пяти стран: Казахстана, России, Бельгии, Франции, Германии. Меня пригласили на съёмочную площадку оператором с казахстанской стороны.

Художественный фильм «В ожидании моря», режиссёр Бахтиёр Худойназаров.

Съёмки были очень сложными, над фильмом работали два года. Снимали мы картину на камеру «Arriflex 535» и киноплёнку. Наверное, это один из последних фильмов, который снимали на плёнку в Казахстане. Потом её, кстати, обрабатывали во Франции.

Художественный фильм «В ожидании моря», режиссёр Бахтиёр Худойназаров.

Это проект уникальный сам по себе, потому что работала международная команда, внутри съёмочной группы мы все общались на английском языке.

Проект был сложный: и технически, и географически. Регион Мангистау — это плюс 50 градусов летом. Можете представить, как проходили съёмки в такую жару?!

А как Вы относитесь к сериалам?

Сериалы снимаются по правилам и законам отличным от кино. Я участвовал в съёмках нескольких. «Арман кала — город мечты» — это первый сериал, который мне довелось снимать. Тогда только-только в Казахстане начиналось сериальное производство. Поэтому были свои сложности. Сериал снимали многокамерным методом с разными схемами света, что было для нас непривычно.

Насколько Вы самокритичны? И нужно ли кинематографисту быть самому себе критиком или достаточно, что есть критики кино? Кстати, как Вы относитесь к ним?

Мне кажется, критиковать себя — это неправильно. Конечно, я осознаю, что какие-то вещи я мог сделать по-другому, лучше. Но, в целом, я — не самокритичен.

Хотя то, что касается моей профессии, здесь без принципиальности нельзя. Потому что если пойти на компромисс: здесь дрогнула камера, там резкости нет и в баланс не попали, то это уже непрофессионализм. Мои студенты знают, что технические вопросы должны быть отработаны по правилам, здесь без компромиссов. В творческом плане — да, могут быть варианты, в техническом — нет.

С Урмасом Оттом и Александром Невзоровым на одном из телепроектов 90-х годов.

А по поводу критиков… Критики на то и критики, чтобы критически подходить к кино. И не только критики как специалисты, простые зрители тоже имеют право высказать своё мнение, которое, к примеру, может не понравиться мне. Но в целом конструктивную критику я приветствую.

Что тяжелее или легче: снимать фильмы или обучать студентов?

Когда Айман Кожабековна Мусахаджаева пригласила меня в Казахский национальный университет искусств на факультет «Кино и ТВ», я воспринял это, с одной стороны, с опасением, а с другой, беззаботно и легко: я свой предмет знаю, снимать умею… Что там может быть особенного в преподавании, если у тебя есть нужные знания и большой опыт в кино. Но к первому сентября я начал волноваться. Потому что абсолютно не знал, как общаться со студентами, не знал, как должен себя вести учитель. Позвонил маме (она у меня заслуженный учитель Казахстана), чтобы посоветоваться, как быть. Мама меня успокоила и детально, с азов, объяснила, что взять с собой (ручку и тетрадь), как вести себя (поздоровайся, представься, познакомься со студентами, узнай о чём они мечтают), что говорить (говори по конспекту, раскрой тему, покажи фильм, продемонстрируй на практике тот вопрос, который объясняешь студентам). Но моё преподавательское первое сентября всё равно прошло как в тумане.

Работа учителя — это большая ответственность. Я не считаю ещё себя учителем, я только пытаюсь им стать. Потому что если техническим вещам можно обучить студента довольно просто, то для того, чтобы он стал творческой личностью, которая сможет реализовать себя, нужно быть Мастером (учителем) с большой буквы.

Недавно у Вас прошла фотовыставка «Молодая волна в казахском кино». Почему Вы решили её провести и кого из своих учеников могли бы выделить, сказав, да, у него большое будущее?

В течение десяти лет своей преподавательской деятельности я фотографировал рабочий процесс съёмки, разные моменты. В этом году я собрал все фотографии в книгу, половина из них стала основой выставки.

Кроме фотографий своё место в экспозиции заняла старая камера «Конвас», которая символизирует связь старого и нового кино в Казахстане, и несколько тарелок со съёмок: в кино есть традиция — разбивать их, но я всегда просил оставить мне второй комплект для истории. Так и делали, один разбивали, а другой оставался у меня.

Все герои фотографий — мои ученики. Таким образом я решил привлечь внимание к молодому поколению кинематографистов, которые нуждаются в поддержке. Может, увидев себя, они вдохновятся и захотят оставить свой яркий след в отечественном кинематографе.

Я выпустил три мастерские, сейчас у меня четвёртая. В общей сложности я выпустил около пятидесяти человек.

Я сейчас не хочу называть какие-то конкретно фамилии тех, кто, на мой взгляд, имеет большое будущее в кино. Пусть у всех будет шанс, судьба каждому его даёт.

Какой совет Вы можете дать начинающим фотографам и операторам?

Фотографируйте свою семью, природу, фиксируйте эмоции окружающих людей. Начните с этого. С первого раза может и не получиться сделать хороший кадр, но со временем умение появится. Обязательно нужно изучать фото- и кинотехнику, её сейчас много и она разнообразна. Не забывать развиваться интеллектуально, ходить в музеи, читать литературу. Всё это пригодится для того, чтобы в дальнейшем искать новые направления и способы для творчества.

И главное, у каждого сейчас есть в кармане телефон с камерой. Не нужно покупать дорогую технику, чтобы начать снимать. Начните работу с него.

СКАЧАТЬ ФОТОАЛЬБОМ

Ирина Мусиян.

Талгат Тайшанов: «Каждому даётся шанс»

Pro Production

Пролистать наверх